Госдума приняла в I чтении проект бюджета на 2026-2028 годы

© ТАСС

Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета РФ на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов.

Основные параметры

Документ предполагает, что в 2026 году ВВП вырастет на 1,3%, а за три года увеличится почти на 7%, составив в номинальном выражении около 276 трлн рублей. Доходы бюджета в 2026 году составят 40,3 трлн руб., в 2027 году - 42,9 трлн руб., в 2028 году - 45,9 трлн руб.; из них нефтегазовые доходы в 2026 году - 8,918 трлн руб., в 2027 году - 9,050 трлн руб., в 2028 году - 9,704 трлн руб.; при этом ненефтегазовые доходы в 2026 году составят 31,364 трлн руб., в 2027 году - 33,859 трлн руб., в 2028 году - 36,164 трлн руб. Расходы бюджета составят 44,069 трлн руб., 46,096 трлн руб. и 49,383 трлн руб. соответственно. Дефицит бюджета составит в 2026 году - 3,786 трлн руб., в 2027 году - 3,185 трлн руб., в 2028 году - 3,513 трлн руб.

Инфляция в 2026-2028 годах ожидается на уровне 4%.

Верхний предел государственного внутреннего долга составит на 1 января 2027 г. 37,436 трлн руб., на 1 января 2028 г. - 42,184 трлн руб., на 1 января 2029 г. - 47,412 трлн руб.

Верхний предел государственного внешнего долга составит на 1 января 2027 г. 66,8 млрд долларов (59,1 млрд евро), на 1 января 2028 г. - 63,9 млрд долларов (57,6 млрд евро), на 1 января 2029 г. - 62,3 млрд долларов (56,1 млрд евро). Объем Фонда национального благосостояния в 2026 году составит 13,637 трлн руб., в 2027 году - 13,66 трлн руб., в 2028 году - 13,836 трлн руб.

Структура расходов открытой части бюджета

По разделу "Общегосударственные вопросы" расходы в 2026 г. запланированы в объеме 2,552 трлн руб., в 2027 г. - 2,676 трлн руб., в 2028 г. - 2,793 трлн руб. По разделу "Национальная оборона" расходы запланированы в 2026 г. в объеме 2,081 трлн руб., в 2027 г. - 2,218 трлн руб., в 2028 г. - 2,338 трлн руб. По разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" - в 2026 г. - 2,499 трлн руб., в 2027 г. - 2,573 трлн руб., в 2028 г. - 2,685 трлн руб.

В части государственных программ (ГП) (в открытой части проекта бюджета) предусмотрено выделение, в том числе, по ГП "Развитие здравоохранения" - 1,518 трлн руб. в 2026 г., 1,562 трлн руб. - в 2027 г., 1,717 трлн руб. - в 2028 г. По ГП "Развитие образования" - 669,06 млрд руб. в 2026 г., 719,55 млрд руб. - в 2027 г., 806,87 млрд руб. - в 2028 г. По ГП "Социальная поддержка граждан" предусмотрено 3,634 трлн руб. в 2026 г., 3,614 трлн руб. - в 2027 г. и 3,768 трлн руб. - в 2028 г. По ГП "Содействие занятости населения" расходы составят 64,8 млрд руб. в 2026 г., 67,73 млрд руб. - в 2027 г., 67,39 млрд руб. - в 2028 г., по ГП "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков с/х продукции, сырья и продовольствия " - 290,74 млрд руб. в 2026 г., - 297,2 млрд руб. - в 2027 г., 301,5 млрд руб. - в 2027 г.

На реализацию ГП "Научно-технологическое развитие РФ" будет выделено в 2026 г. 1,605 трлн руб., в 2027 г. - 1,703 трлн руб.; в 2028 г. - 1,764 трлн руб. По ГП "Экономическое развитие и инновационная экономика" в 2026 г. расходы составят 239,19 млрд руб., в 2027 году - 193,05 млрд руб., в 2027 году - 169,69 млрд руб. По ГП "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" расходы в 2026 году составят 1,387 трлн руб., в 2027 году - 1,697 трлн руб., в 2028 году - 1,999 трлн руб. Бюджетные ассигнования по направлению "Развитие пенсионной системы РФ" составят в 2026 году 2,797 трлн руб., в 2027 году - 2,624 трлн руб., в 2028 году - 2,629 трлн руб.

Трансферты и особенности исполнения бюджета

Бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ составят: в 2026 году - 3,552 трлн руб., в 2027 году - 3,758 трлн руб., в 2028 году - 4,037 трлн руб.

В 2026 году размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, составит 411,184 тыс. руб. На выплату компенсаций членам семей погибших военнослужащих предусмотрены межбюджетные трансферты в 2026-2028 годах в объеме 5,8 млрд рублей ежегодно.

Закрепляются особенности исполнения федерального бюджета в 2026 году: так, предусматривается, что в ходе исполнения федерального бюджета в 2026 году по решению правительства РФ из резервного фонда правительства РФ предоставляются средства на финансовое обеспечение мероприятий по социально-экономическому развитию ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности и восстановлением инфраструктуры на территориях указанных субъектов РФ, в объеме остатка не использованных в 2025 году средств на указанные цели, направленных на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда правительства РФ в текущем финансовом году.

Как подчеркнул председатель Госдумы Вячеслав Володин, необходимо, в первую очередь, обеспечить граждан необходимыми выплатами и сделать все для того, чтобы люди ни в чем не нуждались. "Такую задачу бюджет решает. Время вызовов. Один из ключевых приоритетов - это обороноспособность, безопасность страны. Это также в бюджете предусмотрено, и эти задачи решены. Вопросы развития: несмотря на санкции, их растущее число, угрозы со стороны Евросоюза, их также решает бюджет. И противодействие вызовам, что защищает, поддерживает нашу экономику с тем, чтобы она дальше развивалась. Несмотря на и угрозы, и противодействие развитию, мы постарались все сделать для того, чтобы в бюджете эти предложения были представлены", - отметил он.

По словам главы комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, бюджет должен быть устойчивым и сбалансированным. "Он должен быть готов отражать любые вызовы, которые сегодня приходят к нам извне. Ни социальные обязательства перед гражданами, ни обороноспособность страны, ни национальная безопасность не могут ставиться под сомнение, они должны быть обеспечены финансово. И, конечно же, это задача, поставленная президентом, которая касается национальных целей развития нашей экономики. Без решения этой задачи первые два приоритета не могут быть выполнены", - сказал он.

Доходы бюджета растут вне зависимости от санкций, также указал Макаров. "Россия сошла с нефтяной иглы. У нас сегодня основные доходы бюджета не связаны с нефтегазовыми доходами, и это доказательство устойчивости того бюджета, который рассматривается сегодня в Государственной Думе", - отметил глава комитета Госдумы по бюджету.

Поделитесь
#бюджетнаяполитика