Госкомпании не готовы к введению квот на обязательные закупки у малого и среднего бизнеса

Со следующего года госкомпании должны не менее 18% товаров и услуг закупать у малого и среднего бизнеса, следует из проекта постановления правительства. Подготовленный Минэкономразвития документ был рассмотрен на совещании у замминистра экономического развития Евгения Елина на прошлой неделе.

Закупки госкомпаний — это десятки триллионов рублей, говорил в июне на форуме «Интернет-предпринимательство в России» президент Владимир Путин, они должны уделять больше внимания сотрудничеству с малым и средним российским бизнесом: «Это просто действительно клондайк для хорошего бизнеса». За 2014 г. госкомпании опубликовали извещений о закупках на 7,3 трлн руб., за 2013 г. — на 13,9 трлн.

Проект Минэкономразвития снимает барьеры для участия малого и среднего предпринимательства в закупках и стимулирует спрос на их продукцию, утверждает представитель ведомства. О доле малого и среднего бизнеса в закупках (кроме закрытого перечня из 11 позиций, например для обороны страны) госкомпаниям придется отчитываться ежегодно.

В более ранней версии проекта требования к госкомпаниям были жестче. К 2015 г. у малого и среднего бизнеса нужно было закупать 25% товаров и услуг, в 2014 г. — не менее 15%. Решено синхронизировать требования постановления с контрольными показателями дорожной карты (см. таблицу), поясняет представитель Минэкономразвития.

Однако госкомпании и курирующие их ведомства проект по-прежнему критикуют, следует из таблицы разногласий к совещанию у Елина. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) предлагает отменить обязательные прямые закупки у малого и среднего бизнеса (проект устанавливает квоту в 10%), исключить требования к обеспечению заявок и срокам заключения и оплаты договоров (подробнее см. врез). Вместо квоты служба предлагает ввести в 2015 г. другой показатель — 5%-ный рост закупок у малого и среднего бизнеса. Проект дискриминирует заказчика, пишет Минэнерго: если в торгах нет ни одного малого или среднего предпринимателя, придется провести закупку заново. Квоты должно устанавливать профильное ведомство индивидуально «в зависимости от специфики закупочной деятельности» заказчика, а закупки газа нужно исключить из квотирования, считает «Газпром». Не должно быть квот для закупок недвижимости, «нефти и нефтепродуктов для технологического заполнения трубопроводов» и труб большого диаметра для нефтепроводов, настаивает «Транснефть». В плане закупок компании на 2014 г. 81 млрд руб. из 150 млрд руб. составляют закупки нефти, заступается ФСТ, проект Минэкономразвития не учитывает отраслевую специфику.

На совещании у Елина присутствовали представители «Газпрома», «Роснефти», РЖД, рассказывает федеральный чиновник, они были абсолютно солидарны с замечаниями Минэнерго и ФСТ. Если отменить квоты и изменить порядок расчета доли малого бизнеса в закупках, то можно перечеркнуть дорожную карту, сетует собеседник «Ведомостей».

Проблемы малого бизнеса пытаются решить «не снижением налоговой нагрузки, а квотированием закупок у госкомпаний», вздыхает сотрудник одной из них. Есть коррупционные риски и чиновники это признают, продолжает он: недобросовестные госкомпании, чтобы уложиться в квоту, могут создать «карманный малый бизнес». Чтобы не плодить прокладки и посредников, нужно вводить закупки только у производителей, предлагает чиновник ФСТ, а квоты должны быть не формальными, а дифференцированными.

В 2013 г. 11% заказа «Росатома» досталось малому и среднему бизнесу, заверяет представитель госкорпорации, план на 2014 г. — 15%. Есть перечень товаров и услуг (около 900 позиций), которые закупаются только у малого бизнеса, например продукты питания, швейные изделия, автозапчасти. Подобный перечень готовят и в «Россетях», сказал их представитель, малый бизнес, как правило, привлекается для оказания IT-, консультационных, охранных услуг, ремонта и строительства некрупных объектов; в программе НИОКР приняло участие более 100 контрагентов, из которых порядка 40% — представители малого и среднего бизнеса. В «Газпроме», РЖД, «Роснефти» и «Транснефти» не ответили на запросы «Ведомостей». Представитель Минэнерго замечания подтвердил, но окончательная позиция формируется.

Малый и средний бизнес в основном используется на подрядах второго и третьего уровня, говорит замруководителя рабочей группы Агентства стратегических инициатив по доступу малого бизнеса к закупкам Юрий Данилов. Небольшим компаниям достается минимальная маржа, все сливки снимает победитель торгов, чаще всего крупная компания, сетует он. Задачи дорожной карты необязательны, а если постановление вступит в силу, то госкомпании будут обязаны проводить прямые закупки у малого и среднего бизнеса и докладывать о результатах правительству, рассчитывает Данилов.

Ведомости

 

Читайте также:

Доступ малого и среднего бизнеса к госзакупкам в сфере инноваций
Госбанки хотят заполучить денежные потоки исполнителей госзаказа

Поделитесь