Госрасходы в листе ожидания: полтора триллиона рублей инвестиций в бюджете до 2017 года будут условными

Полтора триллиона рублей инвестиций в бюджете до 2017 года будут условными

Одобренный правительством на прошлой неделе перечень ФЦП впервые разделен на две части — основной список и "лист ожидания", по которому 1,5 трлн инвестрасходов на 2015-2017 годы не являются обязательными к финансированию. Альтернативой простому сокращению расходов бюджета оказалось предложение Минэкономики обещать перераспределение средств неэффективных программ из основного списка в пользу отложенных. Возможность подобной конкурентной среды между ФЦП может быть рассмотрена в ходе подготовки федерального бюджета до сентября 2014 года.

Одобренный на прошлой неделе вместе с основными направлениями бюджетной политики перечень ФЦП на 2015-2017 годы оценен в 5,5 трлн руб. на ближайшую трехлетку (см. "Ъ" от 4 июня). При этом основной перечень программ гарантирует финансирование только 73% заявленных целей. Еще 27% заявок от ответственных исполнителей, признаны обоснованными, но попали в "лист ожидания". По расчетам Минэкономики, инвестрасходы в 2016 году окажутся в структуре ВВП в 1,7 раза ниже, чем в 2009 году.

Лимиты Минфина Минэкономики оценивает недостаточными "для решения всех стоящих в настоящее время задач", что отражено в структуре перечня ФЦП в пользу увеличения расходов находящихся в "листе ожидания" и сокращения стоимости основного перечня программ. Если в 2015 году из общих 1,6 трлн руб. госинвестиций финансирование гарантировано только для мероприятий стоимостью 1,3 трлн руб. (на "лист ожидания" переведены 344,5 млрд руб.), то уже в 2016 году основная часть ФЦП сократится до 1,2 трлн руб., а "лист ожидания" вырастет до 586,7 млрд руб. Фактически речь идет о создании нового механизма подстегивания эффективности госинвестиций. "Министерство предлагает вариант перераспределения средств с неэффективных ФЦП в пользу программ из "листа ожидания"",— сказал "Ъ" представитель Минэкономики.

Низкая эффективность госинвестиций — самый древний и один из основных элементов бюджетной политики современной России. Традиционно с момента появления первых ФЦП в бюджете 1994 года правительство ежегодно и ежеквартально высчитывает проценты невыполнения инвестиционных планов. В разгар финансового кризиса 2008-2009 годов неравномерно освоенные средства программ создавали наиболее угрожающее инфляционное давление в конце года. Но и сейчас качество исполнения ФЦП невысокое. Так, с января по сентябрь 2013 года Минфин зафиксировал снижение финансирования программ с 53,7% в 2012 году до 46,8% (см. "Ъ" от 12 декабря 2013 года). По итогам первого квартала 2014 года премьер-министр Дмитрий Медведев в июне отметил, что на 1 февраля было распределено только 74,8% лимитов на год вместо положенных 90% (см. "Ъ" 6 июня).

В обосновании Минэкономики расходов ФЦП на ближайшую трехлетку отмечается даже низкое качество подготовки программ ведомствами на самых первых этапах. Предложения по новым ФЦП, которые необходимо начать исполнять с 2015 года по поручениям президента — "Об увековечивании памяти жертв политических репрессий", "Комплексное социально-экономическое развитие Карелии", "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса", "Социально-экономическое развитие Курильских островов" и "Развитие инновационных медицинских технологий" — не разработаны вовсе. Они целиком оказались в "листе ожидания". То же и с ФЦП развития Крыма и города Севастополя. Причина в том, что Минрегион упорно предлагал свою программу, в девять раз превышающую определенную правительством стоимость в 100 млрд руб. в год.

Кроме того, Минэкономики указывает на неготовность "третий год подряд Росграницы обеспечить реализацию мероприятий ФЦП "Государственная граница"": Росграницей "предпринимается попытка перераспределить средства на другие нужды". По мнению Минэкономики, эта программа не будет выполнена в 2014 году полностью (стоимость 1,2 млрд руб. на этот год). В списке на 2015-2017 годы эта программа уже не значится. Те же проблемы есть и в программе подготовки проведения в 2018 году чемпионата мира по футболу. Бюджетные средства на развитие инфраструктуры (транспорт, связь, энергоснабжение, водоснабжение и теплоснабжение) не перераспределены исполнителями программных мероприятий. Минэкономики предупреждает, что чемпионат мира в результате может быть сорван. В полном объеме мероприятия подготовки к чемпионату мира предусмотрены только с 2017 года в рамках ФЦП "Развитие физической культуры и спорта".

Кроме уже упомянутой крымской программы, которую обещано перевести в основной список в ближайшее время, лидерами "листа ожидания" оказались программа развития транспортной инфраструктуры (113,4 млрд руб. на 2015 год) и программа строительства жилья для контрактников (41,8 млрд руб. на 2015 год). Еще 39,2 млрд руб. заморожены в том же списке по закрытым программам, связанным с безопасностью. Если будет применяться предложение Минэкономики перераспределять в их пользу неэффективные программы, впервые в истории госинвестирования появится конкурентная среда. Пока же, по словам представителя Минэкономики, Минфин не учитывает эти предложения в бюджетном процессе.

Коммерсант

Поделитесь