Государство не откажет частной инициативе

©

Как стало известно «Ведомостям», чиновники могут получить право распределять концессионные соглашения без конкурса — просто тем, кто себя предложит

Норма, не предусматривающая проведения конкурсов, может появиться в законе «О концессионных соглашениях». Проект поправок (есть у «Ведомостей») согласован со всеми ведомствами и внесен в правительство, сообщил представитель Минэкономразвития. Отзыва правительственной комиссии по законопроектной деятельности на документ еще нет, говорит чиновник правительства.

Государство получит возможность не проводить конкурс, если с инициативой заключить соглашение выступит частная сторона, следует из законопроекта. Эта норма вводится для упрощения и оптимизации конкурсных процедур, говорится в пояснительной записке к законопроекту: это облегчит инвесторам участие в конкурсе и сократит сроки заключения соглашения.

Частник должен будет направить предложение в правительство (либо руководству региона, либо муниципалитету — в зависимости от того, в чьей собственности объект соглашения). Если чиновники согласятся, что проект нужен, они должны будут объявить о возможности его исполнения и другим претендентам на контракт, опубликовав в интернете проект концессионного соглашения и поступившее предложение. Если за 30 дней с момента публикации какая-нибудь еще компания заявит, что готова участвовать в конкурсе, то он будет проведен — по стандартной процедуре. Но если откликов не поступит, соглашение можно будет заключить с компанией, которая выступила инициатором, не проводя конкурс.

Сроки сжатые, признает федеральный чиновник, но за это время компании должны лишь сообщить об интересе к проекту, а не подавать полноценную заявку на участие в конкурсе.

Иностранные компании за такой короткий срок не смогут даже заявить о готовности участвовать в конкурсе, замечает старший юрист компании Herbert Smith Freehills Роман Чураков: им этого не позволят жесткие корпоративные процедуры. А опубликованная информация о проекте должна быть достаточно полной, чтобы компании могли принять решение об участии, продолжает он.

Норма требует более четкого регулирования, пишет в отзыве на законопроект главное правовое управление (ГПУ) президента (копия есть у «Ведомостей»): нужно предусмотреть основные требования к предложению частного инвестора на законодательном уровне. Но принципиальных возражений у ГПУ нет.

Регулирование частной инициативы — теоретически разумная идея, например, это актуально для регионов, замечает сотрудник компании, участвующей в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП).

Поощряется частная инициатива, а заодно сокращаются затраты бюджета на подготовку конкурсной документации, поддерживает идею гендиректор Федерального центра проектного финансирования Александр Баженов, но нужно обеспечить равный доступ к информации о готовящемся конкурсе.

Норма пока чревата злоупотреблениями, считает предправления Центра развития ГЧП Павел Селезнев: например, можно будет в сговоре с частником подготовить концессионное соглашение, опубликовать его на официальном сайте какого-нибудь муниципалитета и в отсутствие интереса других компаний заключить контракт с инициатором.

Все знают, как можно спрятать контракт при госзакупках, — например, достаточно использовать в названии лота схожие с кириллическими латинские буквы, замечает один из консультантов, есть риск, что аналогичные приемы будут использоваться и для того, чтобы, не дождавшись других заявок, заключить соглашение без конкурса.

Но и эффективный тендер возможен только на сложившемся рынке, когда есть конкуренция примерно равных претендентов, замечает сотрудник крупной инфраструктурной компании: на Западе в период становления рынка многие концессионные проекты предоставлялись без тендера.

Сейчас в России заключено около 600 концессионных соглашений, но сколько из них реально действующих, не известно. Самые крупные федеральные концессионные проекты реализует госкомпания «Автодор». Только в 2014 г. «Автодор» намерен объявить пять концессионных конкурсов на сумму около 370 млрд руб., среди них две секции Центральной кольцевой автодороги, на которые пойдут средства фонда национального благосостояния, и очередной участок трассы Москва — Санкт-Петербург.

Новелла не должна коснуться проектов «Автодора», сказал федеральный чиновник: подготовка конкурсов уже ведется, говорить о частной инициативе в этом случае нельзя. В «Автодор» законопроект еще не поступал, сообщил представитель госкомпании.

Сейчас многие компании не готовы вкладываться в подготовку проекта — боятся потерять вложенное, если государство не будет проект запускать, замечает партнер Gide Loyrette Nouel Александр Долгов, чтобы стимулировать частную инициативу, нужны гарантии компенсации затрат, а не отказ от конкурсов. Например, если компания, предложившая проект, проиграет конкурс, то победитель должен будет возместить затраты на разработку проектной документации (их можно ограничивать в зависимости от стоимости объекта), объясняет Долгов.

«Протащить свой проект можно и сейчас», — считает менеджер регионального концессионного проекта: отказ от конкурса через 30 дней не поможет поощрить инициативу, а зато может ограничить и без того слабую конкуренцию на этом рынке.

Ведомости

Поделитесь