Игорь Сечин предложил свой вариант налоговых преобразований
28 Июля 2014 00:00:00

В распоряжении «Ведомостей» оказалось письмо Сечина первому вице-премьеру Игорю Шувалову с предложениями по Основным направлениям налоговой политики на 2015-2017 гг. (ОННП). Он критикует многие налоговые инициативы — от маневра в нефтяной отрасли до антиофшорных законопроектов. Письмо отправлено в конце июня, ОННП правительство одобрило 1 июля. Представители секретариата Шувалова, Минфина и «Роснефти» отказались от комментариев. Федеральный чиновник и сотрудник Белого дома подтвердили факт получения письма и его содержание.

От нефтегазового сектора государство получает около трети налоговых доходов, нагрузка на него втрое выше, чем на другие секторы, констатирует Минфин в ОННП. На налоги уходит более 55% выручки нефтяных компаний, это чрезмерно, пишет Сечин и предлагает снизить нагрузку до 45%. Бюджет только выиграет, убеждает Сечин: доходы можно увеличить за счет мультипликативного эффекта — компании начнут больше инвестировать, увеличат добычу и платежи в бюджет.

Нагрузку в сырьевом секторе он предлагает выровнять: в 2013 г. у «Роснефти» она составила 58,4% выручки, у «Газпрома» — 31,7%, у «Новатэка» — 29,6%. Нагрузка на другие секторы несопоставимо ниже: например, у «Алросы» — 19,1%, у «Норникеля» — 16,5%, у «Северстали» — 4%, у «Ростелекома» и «Вымпелкома» — 4,9%.

Другое его концептуальное предложение — обеспечить налоговую стабильность. Это проблема всей налоговой системы, пишет Сечин: за пять лет было принято 150 законов с поправками в Налоговый кодекс. В письме приводятся два примера — повышение акцизов на бензин и налоговый маневр (снижение пошлин на нефть и повышение НДПИ).

Реформа уже лишила компанию 8 млрд руб. в первом полугодии, следует из презентации «Роснефти» к отчетности по МСФО.

Сейчас Минфин готовит еще более радикальный маневр: за три года пошлина снизится более чем в 4 раза и резко вырастет НДПИ.

Борьба с Минфином

С помощью маневра Минфин планирует решить две задачи: снизить убытки от создания единого нефтегазового рынка стран Таможенного союза и компенсировать потери бюджета из-за возможного отказа от запланированного повышения пошлин на мазут до 100% от нефтяной с 2015 г.

Ирония в том, что решение о повышении пошлин несколько лет назад отстаивал сам же Сечин на посту вице-премьера, вспоминают бывшие его коллеги: это был кнут, стимулирующий модернизацию неэффективных НПЗ, и, хотя все понимали, что повысить пошлины нереально, Минфин включил эти доходы в прогноз бюджета.

Маневр — менее болезненный вариант для компаний, следует из презентации Минэнерго (есть у «Ведомостей»). Реформа снизит чистую прибыль компаний по сравнению с 2014 г., но в среднем не более чем на 3-5% и только в первый год, утверждает чиновник Минфина.

В июне Минфин и Минэнерго уже пошли на уступки нефтяникам, скорректировав параметры маневра: маржа НПЗ падает не так сильно, как планировалось ранее, — не до $20 за тонну с $55, а до $30 (см. сценарии на графике), зато бюджет недополучит 54 млрд руб. за 2015-2017 гг. (в 2015 г. потери — почти 200 млрд руб., потом — доходы).

Письмо Сечина было отправлено уже после того, как министерства представили новый вариант. А на прошлой неделе на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича топ-менеджеры «Роснефти» выступили против последней версии реформы, предлагая вернуться к более раннему варианту Минэнерго — нефтяные пошлины и НДПИ меняются незначительно, пошлины на мазут растут поэтапно, рассказали два федеральных чиновника. Представитель Дворковича подтвердил, что пока «Роснефть» не согласовала маневр.

Компания торгуется и может поддержать последний сценарий, правда, при определенных условиях, например, при сохранении льгот в абсолютном выражении, объясняет один из чиновников, но не на все согласится Минфин.

Программа Сечина

Для нефтяной отрасли Сечин предлагает перейти от «отдельных несистемных» льгот для месторождений к налогу на финансовый результат. Рисков для бюджета не будет, если на первом этапе применять налог к ограниченному числу новых месторождений, уверен он. Поручение проработать возможность такого эксперимента включено в протокол по итогам президентской комиссии по ТЭКу.

Сечин требует и льгот. В ОННП предполагается разработка закона о льготах для нефтедобычи на полуострове Ямал и в Ненецком автономном округе (НАО), но ничего не говорится о параметрах льгот для Восточной Сибири. Также его не устраивает, что частный «Новатэк» получит согласно ОННП льготы (нулевая ставка НДПИ при добыче в ЯНАО природного газа, используемого для производства СПГ), а у государственной «Роснефти» нет подобных льгот для проектов производства СПГ на Сахалине и в НАО. Сечин предлагает предоставить льготы и «Роснефти».

Все нефтяные компании, опрошенные «Ведомостями», отказались комментировать инициативы «Роснефти». Их можно обсуждать, но, чтобы принять решение по тем же льготам, должны быть представлены расчеты и конкретные бизнес-модели, подчеркивают чиновники, близкие к Минфину и к Минэнерго.

Защитник бизнеса

Сечин не ограничивается нефтяной отраслью. У него есть замечания и к инициативам Минфина по борьбе с офшорами, например к законопроекту о контролируемых иностранных компаниях. В целом новый механизм (уплата в России налогов с нераспределенной прибыли иностранных структур) Сечин поддерживает, а его предложения схожи с просьбами других компаний: например, освободить от налога публичные компании и их «дочек»; структуры, которые действительно ведут активную деятельность. Минфин уже пошел навстречу бизнесу: по проекту на первом этапе налог нужно будет платить, если компания контролируется из России на 50% (такое предложение есть в письме Сечина), в будущем порог снизится до 10%.

В письме есть много либеральных предложений: например, упростить порядок получения льгот для резидентов территорий опережающего развития, расширить применение будущего института предварительного налогового разъяснения (в том числе для сделок, направленных на выполнение нацпроектов, решений президента и правительства).

Всегда есть шанс, что даже самые смелые идеи Сечина будут поддержаны, говорит федеральный чиновник: «[Он] входит в ближний круг и имеет прямой доступ к президенту». С «Роснефтью» очень сложно договариваться, продолжает он: компания жалуется, что реформа плохо отразится на добыче, но не может объяснить почему и редко приводит расчеты. Президент всегда взвешивает аргументы: если Минфин и Минэнерго представят единые адекватные расчеты, а другая сторона — лишь пожелания, он поддержит правительство, уверен другой чиновник, участвовавший в переговорах с Сечиным.

Поделитесь