Иностранная рабочая сила на рынке труда в РФ: баланс интересов бизнеса, общества и государства

В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) обсудили вопросы привлечения иностранной рабочей силы на российский рынок труда в условиях дефицита кадров.

За круглым столом собрались руководители крупнейших компаний, госкорпораций и цифровых платформ.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин особенное внимание уделил вопросу использования иностранных трудовых ресурсов. Он отметил, что показатели задействования иностранной рабочей силы остаются достаточно высокими:

«Мы проводим регулярный опрос среди своих членов, и по нашему опросу 27% компаний используют иностранные трудовые ресурсы в своей деятельности. Это, безусловно, очень весомая цифра, и она по нашим данным растет», - отметил он, добавив, 83% опрошенных сталкиваются с дефицитом кадров, что делает привлечение иностранных работников актуальным вопросом.

Глава РСПП также обратил внимание на тот факт, что некоторые компании избегают привлечения иностранных работников из-за возможных рисков, связанных с введением ограничений на региональном уровне. В связи с этим он призвал к разработке механизмов, которые позволят минимизировать риски и создать благоприятные условия для привлечения иностранной рабочей силы.

«59% компаний и предприятий, которые не привлекают к работе иностранных работников, считают, что это связано с рисками на найм иностранных работников, в том числе и связанных с тем, что многие регионы, как говорится, без предупреждения вводят сильные ограничения на привлечение мигрантов на работу в ряде отраслей», - детализировал он.

Рекордно низкий уровень безработицы (2,3%) оказывает негативное влияние на экономику страны. Прогнозируется, что дефицит кадров в среднесрочной перспективе (до 2030 года) может составить более 3 млн. работников. Очевидно, что без притока дополнительной рабочей силы этот вопрос не решить. Понимая последствия сложившейся ситуации, крупный бизнес предлагает конкретные решения, которые могли бы поддержать компании, в том числе в вопросах привлечения трудовых мигрантов и миграционного контроля.

Многие вопросы, по мнению участников круглого стола, требуют государственного регулирования, в том числе и совершенствование цифровой среды миграционного учета. Изменения в миграционной политике, предложенные в ходе дискуссии, направлены на оптимизацию контроля и повышение эффективности использования иностранной рабочей силы в России.

В частности, промышленники и предприниматели предложили в качестве мер государственного регулирования:

  • Совершенствование цифровой среды миграционного учета. Ключевым инструментом может стать цифровой профиль мигранта, обеспечивающий оперативный доступ к информации о статусе иностранного гражданина. С учетом технологических возможностей, которыми обладают участники рынка, участники обсуждения выразили готовность проработать механизмы участия компаний в разработке и запуске цифрового профиля мигранта и интеграции участников рынка в технологическом взаимодействии с вновь создаваемыми ГИС. Работы по созданию единой информационной структуры проводятся Минцифры совместно с МВД. Ассоциация цифровых платформ (Объединяет Озон, Вайлдберриз, Яндекс, Авито, Купер) также принимает активное участие в совершенствовании разрабатываемой системы.
  • Отмена региональных ограничений для действия патента. Введение экстерриториального действия патента с возможным учетом межрегиональных соглашений. В конечном итоге мера позволит решать вопросы нехватки кадров в наиболее остро нуждающихся регионах. Кроме того, цифровая модернизация миграционного учета упростит контроль за деятельностью и нахождением иностранных граждан на территории Российской Федерации.
  • Утверждение перечня востребованных сфер и профессий, где квоты на временное проживание могут не применяться, включая механизм временного расширения квот в зависимости от региональных и отраслевых потребностей.
  • Пересмотр порядка регулирования использования мигрантов в отдельных сферах (общепит, транспорт). Запрет работать в отдельных видах деятельности снижает конкурентоспособность отечественного сектора услуг. Цифровые платформы позволяют контролировать местоположение, транзакции, качество услуг мигрантов, а также проверять действительность их удостоверяющих личность документов и патентов. В связи с этим бизнес считает, что безусловное введение таких запретов не учитывает реальной ситуации на рынке труда и ведет к выталкиванию, например, водителей, мало склонных к смене профессии, в теневой сектор.
  • Принятие демпфирующих норм, позволяющих организациям ходатайствовать о снятии с режима высылки иностранного гражданина, нарушившего сроки пребывания на территории Российской Федерации, на период действия заключенного с ним срочного договора гражданско-правового характера.
  • Распространение среди мигрантов программ добровольного медицинского страхования. Отсутствие подобных программ для неквалифицированного персонала ведет к созданию особой, анклавной, социальной среды, в которой важное место занимают доктора-соотечественники, врачующие часто без лицензий и необходимых знаний. Цифровые платформы могут софинансировать платформенным занятым (в секторе задействовано не менее 3,7 млн. человек) программу добровольного медицинского страхования, в то время как в настоящий момент платформы ограничены в подобных инициативах, во избежание переквалифицирования отношений с платформеннозанятыми в трудовые.

 

Интересы общества в российском многонациональном государстве требуют создания условий для овладения трудовыми мигрантами русским языком на разговорном уровне, поскольку общественное мнение при оценке социально-экономических отношений по комфортности взаимодействия и наличию потенциальной угрозы, на первое место ставит степень владения русским языком. При этом целесообразен дифференцированный подход к требованиям знания русского языка в зависимости от вида деятельности, срока пребывания в России, страны исхода.  Цифровые платформы и экосистемы обладают накопленной базой знаний в области удаленной идентификации и дистанционного обучения, а за счет огромного охвата целевой аудитории могут играть существенную роль в адаптации. Этот опыт может способствовать созданию системы совершенствования знаний русского языка и принятия соответствующих стимулирующих мер.  Лучшие практики могут позднее быть закреплены в общедоступном социальном сервисе, которым будет пользоваться малый бизнес, чаще всего не располагающий средствами для адаптации иностранных работников.

По мнению представителей крупнейшего бизнеса, включение вышеперечисленных норм в закон, регулирующий отношения в платформенной экономике, будет способствовать эффективной ассимиляции иностранных платформенных занятых.

Поделитесь