Инвестпрограмма РЖД на 2014-2016 гг. сократилась более чем на треть до 1,2 трлн руб. Государство готово помочь, выкупив инфраструктурные бонды, но увеличивать долг монополии все же придется
15 Ноября 2013 00:00:00

Вчера правительство утвердило инвестпрограмму РЖД на 2014-2016 гг. Ее общий объем — 1,2 трлн руб. Год назад монополия оценивала объем инвестиций на эти годы в 1,9 трлн руб., следует из материалов компании. Государство за счет средств бюджета и фонда национального благосостояния (ФНБ) профинансирует 43% инвестпрограммы РЖД, следует из материалов монополии. Собственные вложения РЖД в инвестпрограмму составят 47% (566 млрд руб.), 10% (115,4 млрд руб.) — займы.

В следующем году будет потрачено 395,6 млрд руб., в 2015 г. — 415,2 млрд руб., в 2016 г. — 438,4 млрд руб. Из 1,2 трлн руб. 418 млрд пойдет на проекты, которые РЖД выполняет по поручению правительства, 360 млрд — на развитие инфраструктуры (снятие ограничений), 281,5 млрд — на обновление подвижного состава (из них на локомотивы — 224,5 млрд), 133,5 млрд — на обеспечение безопасности, 56 млрд — на прочие проекты.

К 2016 г. объем задолженности РЖД вырастет до 750 млрд руб. Долг/EBITDA компании останется на уровне 2,6. По сравнению с предыдущим вариантом инвестпрограммы (утверждена в конце 2012 г.) уровень займов будет расти быстрее. Если в утвержденном год назад документе на конец 2015 г. долговая нагрузка РЖД должна была составить 645 млрд руб. (долг/EBITDA — 2,2), то в нынешнем варианте — 705 млрд руб. (долг/EBITDA — 2,6), а к 2016 г. долг монополии увеличится еще на 46,4 млрд руб.

В 2014 г. компания привлечет на рынке 58,5 млрд руб., в 2015 г. — 15,8 млрд руб., в 2016 г. — 41,1 млрд руб. Еще 50 млрд руб. в 2014 г. РЖД планирует занять у ВЭБа, разместив инфраструктурные облигации. Эти деньги ВЭБу могут дать госбанки — Газпромбанк, ВТБ и Сбербанк, заявил на заседании правительства вице-премьер Аркадий Дворкович. Представители Сбербанка и ВТБ от комментариев отказались, их коллега из Газпромбанка на вопросы не ответил.

Государственные средства пойдут на финансирование мегапроектов РЖД. Крупнейший из них — модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Его общая стоимость — 562 млрд руб. Но монополия на него потратит только 302 млрд руб. до 2018 г. Остальное — деньги бюджета (110 млрд руб.) и ФНБ (150 млрд руб.). При этом ФНБ станет акционером РЖД, выкупив 5% акций компании (привилегированные акции). Эта сделка будет частью приватизации РЖД, уточнил министр транспорта Максим Соколов. Продать 5% РЖД правительство планировало в 2014 г. Доходность средств ФНБ — 2% годовых.

Другой мегапроект РЖД, высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва — Казань, заморожен. В начале ноября чиновники решили перенаправить 150 млрд руб. из ФНБ, которые должны были пойти на ВСМ, на другие проекты. Но президент РЖД Владимир Якунин вчера попросил правительство «оставить строчку» в инвестпрограмме монополии для ВСМ. Решение о схеме финансирования строительства трассы Москва — Казань будет принято в I квартале 2014 г., пообещал Соколов.

Председатель президиума Совета операторов железнодорожного подвижного состава Сергей Мальцев предложил к финансированию инвестпрограммы РЖД привлечь частные компании. Его инициатива — «рассмотреть публичную оферту» на лизинг частных локомотивов. Это не увеличит долговую нагрузку на РЖД и даст дополнительные средства на обновление парка локомотивов. По данным РЖД, износ локомотивов — 76% на конец 2012 г. Другая инициатива Мальцева — привлечение частных инвестиций в инфраструктуру, которые должны возвращаться с помощью тарифов. Участники заседания на предложения не отреагировали.

Ведомости

Поделитесь