Исполнительный вице-президент РСПП А.В.Мурычев принял участие в деловом форуме «Евразийская неделя – 2019»

© Центр по финансовой политике и финансовым рынкам

Обложка новости

25-26 сентября в Бишкеке (Кыргызская Республика) прошел деловой форум «Евразийская неделя – 2019», в работе которого принимал участие исполнительный вице-президент РСПП А.В.Мурычев.

Евразийская неделя - крупнейший международный деловой форум на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Начиная с 2016 года, форум проводится ежегодно в столицах стран ЕАЭС. Цель форума - представить возможности и потенциал стран ЕАЭС для выработки методологии и совместного формирования экономики. Осевая тема форума в 2019 году – подведение итогов первых пяти лет работы Евразийского экономического союза и его роль в глобальном мировом сообществе.

А.В.Мурычев в первый день форума выступил на панельной сессии «Бизнес, день, человек: подходы к углублению интеграции в ЕЭК». Он сказал, что российский бизнес высказал большое количество содержательных предложений по стратегическим направлениям развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, в том числе:

- расширение использования платформенных решений на пространстве ЕАЭС: по обучению и наращиванию компетенций в области инноваций и цифровых технологий, технологических, информационно-консультационных и иных;

- реализация совместных проектов по введению в оборот и использованию в межстрановых расчетах коллективной счетной единицы, в том числе цифровых валют;

- обеспечение должного сопряжения национальных платежных систем стран, входящих в данное интеграционное объединение для формирования единого рынка ЕАЭС в целом и общего финансового рынка;

- формирование единого биржевого пространства государств – членов ЕАЭС, включая организацию взаимного допуска брокеров и дилеров на организованные валютные рынки (биржи), развитие института маркет-мейкеров и ликвидных сегментов торгов на основе прямых котировок национальных валют на всех биржах стран ЕАЭС, создание «мостов ликвидности в национальных валютах» между биржами стран ЕАЭС, организацию полноценной валютной биржи (либо валютной секции на Кыргызской фондовой бирже), привлечение участников из стран вне ЕАЭС;

- разработка и апробация на практике модель клиринговой платежно-расчетной системы  в рамках ЕАЭС для развития расчетов в национальных валютах.

А.В.Мурычев рассказал с какими вопросами сталкивается российский бизнес при осуществлении своей деятельности в странах ЕАЭС, и с какими – бизнес из стран Союза в России. Так существует проблема по переводам денежных средств клиентом-резидентом на счет лица-нерезидента по признаку 1812 Положения Банка России. Есть проблема по поводу установления в отношении импорта товаров из Казахстана требований к банкам о запросе у резидента дополнительных требований и документов, в том числе об уплате косвенных налогов. Усматриваются проблемы, связанные с возможным несоблюдением Договора при открытии счетов, ведении операций по ним, включая переводы денежных средств. Одновременное применение  жесткого валютного законодательства с нормами ФАТФ по противодействию отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ПОД/ФТ) для бизнеса стран Союза является большим обременением и стрессом, поскольку особенно малый и средний бизнес несет дополнительные издержки от применения отдельных мер в сфере ПОД/ФТ. Соответственно бизнес стран Союза по сравнению с предпринимателями третьих стран находится в менее выгодном положении, союзные услуги и евразийские товары становятся менее конкурентоспособными. Речь идет, например, об отказах в осуществлении операций по счетам, не открытии счетов.

А.В.Мурычев отметил, что поднимаемые бизнесом вопросы носят наднациональный характер и для их решения очень важна поддержка со стороны ЕАЭС. В настоящее время активно прорабатывается проект «Цифровой пояс», предполагающий создание информационно-коммуникационной и инфраструктурной основы для удаленного взаимодействия между участниками рынка на пространстве ЕАЭС с целью подбора и реализации товаров, работ, услуг с минимальными издержками за счет максимальной прозрачности информации, сведения максимального объема спроса и предложения, обеспечения эффективных взаиморасчетов, обеспечивающих расчеты с минимальными транзакционными и конверсионными издержками.

Ключевым элементом, обеспечивающим функционирование такой экосистемы является функционирование цифровой расчетно-клиринговой условной единицы как основы для снижения доли расчетов в валютах третьих стран. И здесь важна активная роль межгосударственных кредитно-финансовых институтов (МФКИ), таких как Межгосбанк, ЕАБР, МИБ, МБЭС.

Важнейшим направлением в вопросе формирования финансовой экосистемы ЕАЭС, по мнению А.В.Мурычева, является поддержка на национальных и межгосударственных уровнях развития внедряемых бизнесом платежных технологий и устранение правовых и иных барьеров для развития финансовой экосистемы ЕАЭС, прежде всего: внедрение «единого периметра» идентификации, валютного и таможенного контроля, когда процедуры, осуществленные уполномоченным субъектов в одной стране, признаются в другой; функционирование МФКИ как расчетных центров национальных платежных систем; гармонизация регулирования платежных институтов и инструментов; гармонизированное введение в правовое поле элементов цифрового финансового рынка (цифровые финансовые активы, операционные цифровые знаки, инфраструктура создания и оборота цифровых финансовых активов).

Во второй день форума А.В.Мурычев был спикером на панельной сессии «Внутренний рынок ЕАЭС – мифы и реалии». В своем выступлении он отметил, что интеграционные процессы в рамках ЕАЭС проходят процесс поступательного развития, это находит отражение в изменении ключевых торгово-экономических показателей. За годы функционирования ЕАЭС объём взаимной торговли государств-членов возрос почти на треть. Наблюдается позитивная динамика и в промышленном производстве. В 2018 году объём промышленного производства в ЕАЭС в текущих ценах вырос на 13% по сравнению с 2017 годом.

Меры, принятые на национальном и наднациональном уровнях по формированию общих и единых рынков в рамках Союза, развитию внутрисоюзного торгового, промышленного и финансового сотрудничества способствуют повышению уровня прозрачности условий внутрисоюзного сотрудничества, формируют понятные участникам рынка «правила игры», что в конечном итоге приводит к снижению уровня транзакционных издержек и создаёт дополнительные стимулы для создания и расширения связей между экономическими агентами из различных государств-членов Союза.

А.В.Мурычев особо остановился на основных экономических проблемах и нестыковках внутри Евразийского союза, которые связаны с особенностями национальных экономик. Для всех стран-членов главными экспортными товарами являются природные ресурсы или продукция их первичной переработки. Углублению интеграции и повышению совокупной рыночной силы могло бы способствовать проведение согласованной политики в области импортозамещения и промышленной политики. Об этом говорят и предложения российского бизнеса, который мы опросили в рамках подготовки проекта Стратегии экономического развития ЕАЭС до 2025 г.

Для увеличения роста торговли внутри союза необходимо развитие новых производств и увеличение за счет этого номенклатуры товаров. При этом необходимо и развивать специализацию стран в производственной сфере для того, чтобы в ЕАЭС не было или был минимум идентичных товаров на общем рынке. Интеграция в инновационной сфере могла бы позволить увеличить устойчивость национальных экономик и преодолеть барьеры, связанные с отсутствием общей границы и соответствующих транспортно-коммуникационных возможностей на пути формирования единого рынка. Серьезной проблемой для развития союза является недостаточность транспортной и других видов инфраструктуры, недостаточный уровень логистики.

А.В.Мурычев подчеркнул, что большинство проблем, имеющих признаки внутренних препятствий, сосредоточено в области технического, таможенного регулирования и транспортной политики. Работа по устранению препятствий дает заметный результат в виде либерализации условий взаимного доступа на внутренние рынки. Так, совокупный положительный эффект от устранения препятствий, включенных в «дорожную карту», оценивается в пределах от 1,5 до 2% объема взаимной торговли. При этом около 40% всех принимаемых в ЕЭК решений по вопросам внутреннего рынка направлены именно на обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, которые и составляют основу идеологии и практической деятельности ЕАЭС.

По мнению А.В.Мурычева, национальные и общесоюзные интересы периодически вступают в противоречие друг с другом. Согласовать их крайне непросто, что, возможно, потребует разработки специального механизма действий в кризисных ситуациях. В заключении он особо отметил, что результаты деятельности ЕАЭС в очень короткий срок позволяют говорить о высокой жизнеспособности и институциональной эффективности Союза.

В форуме «Евразийская неделя – 2019» также принял участие С.Р.Красильников, вице-президент по международному сотрудничеству и интеграции РСПП. Он выступил на панельных сессиях форума ««ЕАЭС: интеграция в глобальный рынок и возможности на рынках АТР» и «Новые грани ЕАЭС: стратегия развития в интересах граждан».

В ходе визита в Бишкек А.В.Мурычев и С.Р.Красильников встретились с президентом Кыргызского союза промышленников и предпринимателей Д.Т.Ибраевым.

Поделитесь