Исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев принял участие в Международном инвестиционном Форуме «Ялтинские Деловые Встречи»

© Секретариат РСПП

Исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев принял участие в Международном инвестиционном Форуме «Ялтинские Деловые Встречи», который состоялся 15 апреля 2011г. А. Мурычевым было отмечено:

1. 15 декабря 2010г. Российский союз промышленников и предпринимателей, «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)» Республики Беларусь, Национальная экономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен» подписали Соглашение о сотрудничестве и учреждении Белорусско-Казахстанско-Российского бизнес-диалога.

Приоритетным направлением бизнес-диалога должна стать консолидация деловых сообществ трех государств в выработке единой позиции по вопросам торгово-экономического, инвестиционного, технологического и промышленного сотрудничества в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Подобные межстрановые консультации между бизнес-ассоциациями уже активно ведутся, например, по вопросам технического регулирования. Все без исключения предприятия как трех стран ЕЭП, так и все импортеры всерьез озабочены тем, какие технические нормы и стандарты будут приняты за основу и как в целом будет выстроено нормативное регулирование в этой сфере.

Не секрет, что в каждом из трех государств действуют свои стандарты и требования к товарам, работам, услугам, которым должна соответствовать как импортируемая продукция, так и продукция, производимая национальными предприятиями. По ряду позиций эти требования не совпадают. И они должны быть приведены к «общему знаменателю» при передаче этих вопросов на наднациональный уровень (соответственно должны быть утверждены технические регламенты и стандарты, действующие на уровне ЕЭП).

Механическое воспроизведение российских / белорусских или казахстанских тех.регламентов или стандартов на уровне ЕЭП будет означать, что промышленное производство двух других стран должно будет подстраиваться под эти требования. На первых порах это может нанести серьезный удар по национальным товаропроизводителям. От того, какие будут приняты решения на правительственном уровне, зависит конкурентоспособность наших экономик.

Опыт реформы тех.регулирования в России, идущей последние 7 лет, показывает, что предстоит инвентаризация сотен и тысяч документов, содержащих требования к производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и др.) это колоссальная работа. Даже внутри нашей страны нам пока удалось не так далеко продвинуться. Важно понимать, как эти процессы будут отлажены на уровне ЕЭП. У бизнеса такое понимание пока не сложилось.

2. Общая беда – отсутствие длинных денег в экономиках, так необходимых для целей обновления производственных мощностей, модернизации экономик. В России активно работает Банк развития, инвестируя значительные средства в экономику. Одного этого недостаточно. На начало 2011г. Полная стоимость основных фондов в России достигает порядка 100 трлн руб. Из них 29% - основные фонды транспорта и связи, 25% - операции с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг, 9% - добыча полезных ископаемых, 8% - обрабатывающая промышленность. Степень износа – 44%.

Банковский сектор не способен самостоятельно справиться с потребностями долгосрочного инвестиционного финансирования. Причины:

рентабельность российской экономики достигает 7% (против 9%) до кризиса. Банки предоставляют кредиты по ставкам от 8% до 10%. Запустить инвестиционный процесс можно только когда доходы не будут перераспределяться в пользу кредиторов, т.е. когда процентная ставка по заемным ресурсам будет не выше 5-7%. При том, что сами банки занимают на рынке, в т.ч. у населения под 5-6%, цена ресурсов может опуститься до необходимого уровня только после достижения ценовой стабильности, т.е. когда инфляция опустится до 2-3% в год.

Во-вторых, срочность ресурсов. Дюрация (средневзвешенный срок) привлекаемых банками ресурсов составляет 1,5-2 года, в то время как финансирование инвестиционных проектов требует вложений на 5-7, 10 лет. Введение «срочных вкладов.

- создание инвестиционного фонда – правильное решение. Но недостаточное. Важно обеспечить активную инвестиционную политику как в регионах, так и на уровне федерации. Важно снизить административную налоговую нагрузку. Бегство капитала – 21 млрд. долларов за 2 месяца, 400 предприятий – перешли в Казахстан, обналичено 3 трл. Рублей через 1 млн предприятий-однодневок, тысячи МП ушли с рынка, «пошли» «серые» схемы выплат.

- Надо усилить внимание к проблеме методологии оценки, экспертизы и мониторинга подготовки и выполнения инвестиционных проектов, подготовки специалистов в этой области.

- предоставление гос. гарантий. Надо поддерживать проекты среднего масштаба. Снизить минимальный размер предоставления гарантий.

- создание Агентства по страхованию с уставным капиталом 30 млрд рублей из средств ВЭБа.
- развитие рынка внутреннего заимствования, выпуск гос.бумаг со сроками 10-20 и более лет.

3. Решение БРИКС с переходом в расчетах на национальные валюты, без «долларового» посредничества. Важно развивать эти программы внутри СНГ. Расширение использования рубля (других национальных валют) в практике взаимных расчетов стран СНГ за счет организации интегрированной расчетно-платежной Системы, которая позволила бы осуществлять конверсию валют СНГ и трансграничные переводы в них. Здесь необходимо принять унифицированные правила, регламентирующих порядок проведения межгосударственных расчетов СНГ, а также создание правовых основ взаимного допуска банков, в целях проведения конверсионных операций.

Поделитесь