Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Как бизнес оценивает доработанный проект Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов

В проекте Основных направлений учтен ряд предложений РСПП. Появился раздел по неналоговым платежам с оценкой их суммы по экономике, при этом зафиксировано обязательство рассчитывать дополнительный показатель внутрироссийской «фискальной» нагрузки, отражающий уплату как налоговых, так и отдельных видов неналоговых платежей, а сами неналоговые платежи и политику в области их регулирования рассматривать в Основных направлениях налоговой политики на очередную трехлетку.

Расширен перечень предлагаемых льгот для новых производств – речь теперь идет не только о «гринфилдах», но и специальных инвестиционных контрактах.
Предложено увеличить порог, при превышении которого внутрироссийские сделки будут признаваться контролируемыми с 1 млрд. руб. до 2-3 млрд. руб. с последующей периодической индексацией в зависимости от уровня инфляции. Это позитивная новость, хотя предложение компаний-членов РСПП было шире - рассмотреть возможность отказа от контроля внутрироссийских сделок.

Но далеко не все новации в новом проекте Основных направлений могут быть поддержаны. Вызывает возражение предложение продлить до 1 января 2019 г. действующее в 2015 году ограничение на вступление в силу зарегистрированных налоговыми органами договоров о создании КГН.

Ссылка, что таким образом обеспечивается стабильность налоговых условий для ведения бизнеса до 2018 года некорректна – в Послании Президента России речь шла о неухудшении условий работы компаний. Бизнес формировал стратегии развития на среднесрочный период исходя из отмены моратория в 2016 году, очередная смена «правил игры» не способствует повышению доверия к органам власти со стороны бизнеса.

Предлагаемый трехлетний срок моратория никак не обоснован. Проанализировать данные и, в случае необходимости, подготовить предложения по совершенствованию законодательства можно в течение одного-двух лет. Запланированные на проведение данной работы четыре года – очевидно избыточный срок.

Наиболее пострадавшими от продления моратория будут компании, которые в течение 2014 года зарегистрировали в налоговых органах договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Мораторий предусматривал, что такие полностью оформленные договоры вступают в силу с 1 января 2016 г.

Теперь в нарушение всех обязательств со стороны государства их вступление в силу будет отложено еще на 3 года.

Из последней версии исключено упоминание о переходе к автоматическому формированию КГН, когда в обязательном порядке включаются все организации, в которых одна организация участвует в капитале других организаций с долей 90 %. Тем не менее осталась общая формулировка, что будут установлены «особенности формирования КГН, в частности, в отношении состава участников».

При обсуждении автоматического включения организаций в КГН стоит учитывать, что неучастие организации в группе является условием для получения доступа к ряду налоговых льгот, включая режим региональных инвестиционных контрактов и резидентство в ТОРах. Автоматическое формирование КГН снижает заинтересованность крупного бизнеса в реализации проектов в сложных регионах из-за потери права на льготы.

Появилось новое потенциальное ограничение - КГН должна создаваться на срок не менее 5 лет, вновь включаемые в группу участники не могут быть исключены из нее ранее, чем через 5 лет после включения, а исключенные участники – не могут быть включены обратно в состав группы ранее, чем через 5 лет после исключения. Данная идея не обсуждалась и её сложно поддержать в полном объеме. С точки зрения повышения предсказуемости доходов региональных бюджетов, пятилетний срок в любом случае является избыточным. Реальная «глубина» бюджетного планирования и в регионах, и на федеральном уровне составляет 3 года.

Не может не беспокоить расширение доступа к информации, относящейся к налоговой тайне. Предоставление доступа должностным лицам финансовых органов субъектов Российской Федерации (даже не руководителям таких органов, а сотрудникам) к сведениям о налогоплательщиках, входящих в состав КГН, является избыточным, особенно в отношении участников КГН, находящихся на территории другого субъекта РФ.

Для повышения качества бюджетного планирования в регионе достаточно предоставления агрегированной аналитической информации налоговыми органами. При этом есть риск недобросовестного использования полученной информации для оказания давления налогоплательщика для максимизации уплачиваемых в регионе налогов даже при очевидном ухудшении экономики деятельности группы в целом.

Не считаем правильным отказ от рассмотрения возможности проведения эксперимента по переходу на налог на финансовый результат в нефтяном секторе. Режим эксперимента позволяет оценить плюсы и минусы режима для государства и бизнеса, отработать администрирование и принимать взвешенные решения по корректировке системы налогообложения.

Поделитесь