Как бизнес оценивает внедрение маркировки и механизма прослеживаемости

© Коммерсантъ

маркировка.jpg

Предприниматели в целом усилия властей по созданию механизмов прослеживаемости и обелению рынка поддерживают, наибольшие опасения у участников рынка по-прежнему вызывает маркировка. «Для компаний физическая прослеживаемость сопряжена с расходами на внедрение и сопровождение системы идентификации, и если некоторым рынкам действительно требуется введение маркировки из-за высокой доли контрафакта и компании сами настаивают на расширении механизма на отрасль, то для некоторых рынков проблема с контрафактом не является острой. Введение же маркировки может снизить конкуренцию из-за неспособности малых компаний нести новые затраты и адаптироваться к новым условиям»,— рассказывают в профильном комитете РСПП.

Руководитель рабочей группы по маркировке и прослеживаемости АКОРТ Анна Орлова поясняет, что система маркировки — это источник данных потребительского рынка, собираемых в онлайн-режиме. «Система фиксирует движение товара на всех этапах логистической цепи: от импорта в страну или производства товара до его реализации конечному потребителю. Мы, торговые сети, со своей стороны рассчитываем повысить эффективность взаимодействия с нашими контрагентами и оптимизировать регулирование в отраслях в виду полной прозрачности оборота»,— отмечает она. По ее словам, система маркировки может поднять на новый уровень контрольно-надзорную деятельность в части внедрения системы управления нарушениями и системы управления рисками — их применение должно привести к сокращению числа проверок добросовестных участников и ориентировать контрольные органы на проблемные сегменты рынка. «Цифровизация механизмов контроля должна сопровождаться оптимизацией административных процедур и упрощением документооборота, в том числе исключением избыточных требований»,— считает эксперт. С учетом того что цифровая маркировка внедрена уже во всех розничных сетях, кардинальных доработок собственных учетных систем при добавлении новых товарных групп в маркировку в АКОРТ не ожидают. Однако есть компании, которые не работали еще с маркировкой, им придется внедрять ее с нуля, поэтому надо оценивать целесообразность и ожидаемый эффект от расширения перечня маркируемых товаров. «И важно, чтобы внедрение системы было поэтапным»,— констатирует Анна Орлова.

Председатель общественного совета при ФТС, глава профильного комитета «Опоры России» Леонид Лозбенко считает, что создавать эффективные инструменты цифрового контроля возможно только с добросовестным бизнесом, который понимает, что эти меры сократят их издержки по всей цепочке создания стоимости и обеспечат компании рост выручки. «Цифровизация контроля должна быть грамотной, без потрясений, поэтому ФТС выстраивает эту систему в доверительном формате, активно взаимодействуя с бизнесом»,— добавляет он. Так, новая система прослеживаемости импорта товаров требует от компаний лишь изменений учетной политики и предполагает минимальные издержки компаний. Впрочем, пока механизмы прослеживаемости слабо влияют на сокращение нелегального ввоза, поскольку на их фоне недобросовестные игроки, наоборот, стали активнее «оптимизировать таможенные платежи», указывает эксперт. Впрочем, обязательное применение электронных пломб может искоренить проблему ввоза на территорию РФ санкционки, компаниям бесшовная система транзита обещает сокращение избыточного контроля. Введение же маркировки принесло несомненную пользу потребителям, которые могут получить качественный товар и проследить его легальность.


Поделитесь