Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Ключевые элементы эффективного профессионального образования

© Управление рынка труда и социального партнерства

1-2 октября 2012 года в Женеве состоялось заседание Рабочей группы G20 по вопросам занятости. В соответствии с приоритетными направлениями мексиканского председательства Группы 20 особое внимание было уделено проблеме профессиональной подготовки кадров.

Среди докладов, рассмотренных в ходе женевской встречи, был совместный доклад Международной организации работодателей (МОР) и Консультативного комитета бизнеса и промышленности при ОЭСР. Его авторы провели анализ систем профессионального образования в разных странах и выделили ключевые элементы, определяющие их эффективность, а именно:

• Качественное начальное и среднее образование, которое обеспечивает высокий уровень грамотности, развивает логическое мышление, а также ключевые навыки, необходимые для плавной адаптации на рынке труда;

• Развитие систем дополнительного профессионального образования и тренингов (VET), которые способны выявить талантливых студентов и предоставить им широкие возможности для развития своих способностей.

• Разработка программ профессионального обучения должна осуществляться в тесной координации с бизнес-сообществом, чтобы уровень квалификации и навыки рабочей силы совпадали с потребностями рынка труда. Это обеспечило бы плавный переход от обучения к работе. Возможность устроиться на работу – ключевой компонент систем VET.

• Развитие программ обучения на рабочем месте. Значительная часть тренингов должна проводиться внутри компаний для того, чтобы учащиеся смогли приобрести практические навыки работы. Такая «двойная система профессионального обучения», предполагающая как подготовку в специализированных учреждениях, так и обучение на рабочем месте, с успехом применяется в Германии, Швейцарии, Дании и Нидерландах.

• Высокий уровень профессиональных школ. Институты VET должны иметь в своем распоряжении все последние технологические разработки, хорошее оборудование и высокопрофессиональный, мотивированный персонал.

• Приоритет профессиональному обучению, основанному на компетенциях. Такой подход позволяет ученикам совершенствовать свои навыки и умения в своем темпе. Следует учитывать, что системы, базирующиеся на компетенциях, нуждаются в эффективных процедурах оценки качества обучения.

• Снижение бюрократического бремени для малого и среднего бизнеса, чтобы дать ему возможность предлагать свои программы профессиональной подготовки кадров.

• Стимулирование контрактных отношений в системе профессионального обучения.

• Содействие развитию предпринимательства и инновациям посредством распространения навыков и бизнес-знаний.

• Ориентация программ профессионального обучения не только на молодежь, но и на опытных работников, которые собираются сменить область деятельности или получить новые навыки, востребованные на рынке труда.

Как считают авторы доклада, перечисленные выше элементы эффективной системы профессионального образования должны стать ориентиром для совершенствования национальных образовательных систем и важным шагом в борьбе с безработицей молодежи.

 С полной версией доклада на английском языке можно ознакомиться здесь.

Comments for the G20 Task Force on Employment on Key  Elements of Quality Apprenticeships

Поделитесь