Комиссия РСПП по банкам и банковской деятельности провела круглый стол «Среднесрочные угрозы долговых дисбалансов в российской экономике»

© Секретариат РСПП

Обложка новости

9 декабря 2010 года Комиссия РСПП по банкам и банковской деятельности провела круглый стол «Среднесрочные угрозы долговых дисбалансов в российской экономике». Вел заседание сопредседатель Комиссии, исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. В своем вступительном слове он отметил, что в настоящее время одной из главных угроз, стоящих перед глобальной экономикой, являются долговые дисбалансы, сформировавшиеся в результате антикризисной политики 2007-09 гг. Фискальные проблемы европейских стран наиболее ярко иллюстрируют риски долговых дисбалансов. Однако тема долговых дисбалансов важна не только для ведущих стран мира, обладающих значительными дефицитами бюджета и государственным долгом, но и для российской экономики.

На круглом столе ведущие экономисты, представлявшие инвестиционные компании, банки и академические круги, сконцентрировали свое внимание на двух проблемах: внешний долг России и бюджетный дисбаланс.

В первую очередь участниками круглого стола была рассмотрена перспектива роста квазигосударственного (корпоративного) внешнего долга и его влияние на российскую экономику. Кризис показал, что хотя облигационные выпуски частных эмитентов формально являются негосударственным долгом, размеры эмитентов, их социально-экономическая значимость и нежелание властей перераспределять залоговое обеспечение в пользу нерезидентов заставили правительство брать на себя гарантии погашения и рефинансирования внешних долгов частного сектора. С началом посткризисного восстановления проблема квазисуверенного долга, который формируют заемщики, тесно связанные с государством, вновь дала о себе знать. В то время как банки сокращают внешний долг, нефинансовый сектор продолжает его увеличивать. При текущих темпах роста частного внешнего долга его объем спустя несколько лет может приблизиться к опасной черте. Закономерно возникает вопрос, должны ли финансовые власти ограничивать внешние займы и каким образом координировать крупных эмитентов на внешних рынках.

Одну точку зрения высказал Антон Струченевский, старший экономист компании «Тройка Диалог». На его взгляд, в свете растущей инфляции, низких темпов экономического роста, бюджетных проблем спрос на российские долги будет небольшим. Внешний долг остается стабильным и угрозы долгового дисбаланса не существует. Главной проблемой потоков капитала, на взгляд, Струченевского, являются слабые внутренние институты, что препятствует прямым инвестициям в Россию.

Альтернативную точку зрения высказал Алексей Моисеев, главный экономист ВТБ Капитал. Он полагает, что наращивание внешнего долга продолжится, что подтверждает статистика последнего квартала. По его оценкам, структура потоков капитала состоит из вывоза капитала из страны крупнейшими корпорациями и банками, которые ввозят его назад под видом иностранных портфельных инвестиций и кредитов. Подобная структура потоков капитала никак не препятствует накоплению внешнего долга.

Людмила Трошина, директор Департамента платежного баланса Банка России, выступила с докладом «Международные сопоставления внешней задолженности отдельных стран мира и выводы для России». В докладе были представлены данные о структурах притока капитала в развивающиеся страны и в страны с формирующимися рынками, динамика российского внешнего долга по субъектам заимствований в 1994-2010 гг. и другие сведения об операциях на внешнем рынке. Особое внимание было уделено критериям определения долговой устойчивости страны. В частности, пороговые значения коэффициентов, установленные МВФ и Счетной палатой РФ. По всем критериям, замечает Людмила Трошина, Россия находится в безопасной зоне и специальных мер ограничения внешнего долга не требуется.

Другой немаловажной проблемой, обсужденной на круглом столе, был бюджетный дисбаланс. Приняв на себя в 2005–2008 гг. дополнительные социальные обязательства и реализовав масштабную антикризисную политику в 2008–2009 гг., правительство перестало иметь дело с профицитным бюджетом. В предстоящие годы российская экономика будет жить при дефицитном бюджете, четких планов по обнулению которого не озвучено, а также растущем государственном долге. Какие макроэкономические эффекты, а также эффекты на рынок долговых обязательств следует ожидать от умеренного роста госдолга? Эти вопросы требуют экспертного обсуждения и оценки. Реализация планов Министерства финансов по созданию Российского финансового агентства может помочь повысить эффективность управления госдолгом и минимизировать его негативное влияние на частный сектор.

С докладом по теме выступили Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы, и Сергей Дробышевский, руководитель направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара. Евсей Гурвич особое внимание обратил на долгосрочные последствия демографического спада, низкие темпы экономического роста и дефицит пенсионной системы, которые ставят под угрозу фискальную стабильность. Сергей Дробышевский, в целом согласившись с выводами, сделал ряд замечаний по теме выступления. В частности, о роли межвременной балансировки бюджетной политики, среднесрочном прогнозировании и планировании, а также бюджетных ограничениях.

В обсуждении приняли участие Ксения Юдаева, главный экономист Сбербанка России, Алексей Ведев, Директор Центра стратегических исследований Банка Москвы, Наталья Новикова, главный Экономист по России и странам СНГ Ситибанка, Александр Морозов, главный экономист по России и странам СНГ банка HSBC, Виктор Ивантер, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Сергей Моисеев, директор Центра экономических исследований МФПА и другие.

Участники круглого стола пришли к мнению, что угрозы долговых дисбалансов в российской экономике не существует. Вместе с тем, было бы целесообразно правительству и регулирующим органам с учетом негативной российской практики (1998 год), а также негативной практики ряда европейских стран (Ирландия) ввести регулярный мониторинг объемов и сроков внешних и внутренних заимствований, формировать долгосрочные бюджетные прогнозы и планирование, провести ревизию структуры, объемов, срочности существующих долговых обязательств. Было отмечено, что предотвращение избыточного роста внешнего долга должно базироваться не столько на административном ограничении внешних заимствований компаний, сколько на создании благоприятных условий для осуществления заимствований на внутренних долговых рынках.

Поделитесь