Комиссия РСПП по медиаиндустрии и предпринимательству в информационной сфере рассмотрела предложения ко второму чтению в отношении проекта федерального закона №925980-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект).
Законопроект призван обеспечить сбалансированное регулирование, позволяющее не только противодействовать манипулированию, но и защитить средства массовой информации от неоправданных требований и ограничений. Комиссией было с удовлетворением отмечено, что большинство предложений были поддержаны ответственным Комитетом Госдумы: понятие «манипулирование» будет включать необходимость наступления соответствующих последствий, будут уточнены положения об освобождении от ответственности в случаях, когда лицо не знало и не могло знать о ложном характере сведений либо о том, что информация является инсайдерской.
Вместе с тем, серьезную озабоченность средств массовой информации вызывает предусмотренная Законопроектом передача Центральному банку РФ полномочий по утверждению перечня действий, которые в дополнение к указанным в настоящее время в Федеральном законе от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) могут быть признаны действиями по манипулированию рынком.
Согласно действующему пункту 1 части 1 статьи 5 Закона в отношении деятельности СМИ единственным составом манипулирования является умышленное распространение заведомо ложных сведений, которые оказали влияние на рынок. Во избежание несоразмерных нарушению последствий в действующей части 3 и 4 статьи 7 Закона предусмотрены условия для ограничения ответственности редакции, журналистов и других сотрудников, а также юридических лиц, осуществляющих производство, выпуск или распространение продукции средства массовой информации, даже для случаев, когда распространение заведомо ложных сведений имело место, но это были действия отдельных недобросовестных лиц.
СМИ освещают общественно-значимые темы, в связи с чем практически любая из публикаций может оказать влияние на рынок, в том числе например, прогнозы или аналитика. Расширение полномочий Банка России может привести к тому, что манипулированием могут быть признаны новые действия по производству или распространению продукции СМИ, к которым условия ограничения ответственности применяться не будут.
Предъявление требований о полном возмещении убытков, указанных в части 7 статьи 7 Закона, неминуемо повлечет разорение и закрытие СМИ.
Ввиду вышеизложенного Комиссия считает принципиально важным сохранить действующий в настоящее время порядок, при котором в отношении деятельности СМИ возможно привлечение к ответственности за манипулирование исключительно в случае умышленного распространения заведомо ложных сведений, которые оказали влияние на рынок, с условиями ограничения такой ответственности.
С этой целью было принято решение обратиться к Президенту РСПП А.Н.Шохину с просьбой направить в Государственную Думу Федерального Собрания РФ соответствующую позицию РСПП о внесении в Законопроект при рассмотрении его во втором чтении положений, исключающих возможность расширения составов манипулирования в сфере производства и распространения продукции средств массовой информации.