Комиссия РСПП по металлургическому и горнорудному комплексу консолидировала позицию отрасли по вопросу адаптации деятельности металлургических предприятий к условиям ВТО

© Комиссия по металлургическому и горнорудному комплексу

В связи с предстоящим официальным вступлением России во Всемирную торговую организацию актуальными становятся вопросы адаптация национальных отраслей к условиям ВТО. Обсуждению данного процесса было посвящено прошедшее 15 ноября 2011 г. заседание Бюро правления РСПП с участием Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.Шувалова, Министра экономического развития России Э.Набиуллиной и главы российской переговорной делегации по присоединению к ВТО М.Медведкова. В контексте металлургической отрасли вопрос присоединения и связанный с ним вопрос защиты внутреннего рынка поднимался в ходе ежегодной конференции «Российский рынок металлов», а также в рамках заседания Координационного совета по промышленной политике в металлургическом комплексе при Минпромторге России под председательством заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации А.Дементьева 16 ноября 2011 г. В ходе дискуссий всеми участниками отрасли была признана необходимость разработки мер по защите внутреннего рынка и национальных производителей металлургической отрасли в рамках стандартов ВТО. В этой связи Комиссия по металлургическому и горнорудному комплексу провела заочное обсуждения и консолидировала позицию отрасли по существующим проблемам и комплексу мероприятий, необходимых для адаптации металлургических предприятий к деятельности в рамках правил ВТО.

Наибольшее количество вопросов со стороны компаний вызывает отмена квотирования. Согласно правилам ВТО соглашения о квотировании не допускаются между ее членами и должны быть устранены после присоединения страны к Организации. Таким образом, будет отменено действующее Соглашение между Россией и ЕС по экспорту российской стали в ЕС, устанавливающее страновую квоту на плоский и сортовой прокат в обмен на неприменение мер торговой защиты. Ежегодно в рамках Соглашения российские компании отгружают более 2 млн. тонн металлопроката (более 50% экспорта металлопроката в ЕС). С целью обеспечения предсказуемых условий торговли сталью страны ЕС и Комиссия ЕС должны оперативно принять необходимые нормативно-правовые акты и информировать таможенные органы стран-членов ЕС об отмене квот. Также необходимо создать систему мониторинга торговли и «механизма раннего предупреждения конфликтов». Для этого нужен диалог на правительственном уровне с Генеральным директоратом по торговле Комиссии ЕС при участии отраслевых представителей России и ЕС, включая Еврофер, Евромето (Eurometaux), Европейскую Алюминиевую Ассоциацию (EAA) и других.

Еще одним поводом для озабоченности в контексте квотирования является Соглашение между Россией и США по горячекатаному прокату, которое заменяет антидемпинговую пошлину (184%) на систему квотирования и минимальных цен. Минторг США намерен воспользоваться ситуацией присоединения России к ВТО и трансформировать Соглашение в рыночное, оставив только минимальные цены, основанные на себестоимости продукции. Для российских компаний этот шаг не выгоден, поскольку работа по рыночному соглашению не позволит компаниям осуществлять поставки из-за сложного механизма подтверждения себестоимости, в связи с чем необходима поддержка МЭР в рамках текущей процедуры пересмотра Соглашения.

Члены Комиссии по металлургическому и горнорудному комплексу также отметили необходимость совершенствования инструментов торговой защиты. Снижение ввозных пошлин на продукцию значительно усилит конкуренцию на внутреннем рынке и сделает отечественных производителей более уязвимыми для импорта. Здесь, по мнению бизнеса, важно активнее использовать средства предотвращения демпинга и растущего импорта на основе изучения и применения опыта по защите внутреннего рынка США, Китая и ЕС. В частности, необходимо:

• сократить количество процедур согласования решений внутри Таможенного союза (ТС)
• сократить длительность принятия решений о начале антидемпинговых расследований;
• начать практическое применение закрепленных в законодательстве механизмов введения временных мер для защиты интересов национальных производителей;
• создать механизм мониторинга импорта и систему раннего оповещения;
• предоставить доступ к таможенной статистике ТС;
• более широко использовать механизм установления профиля риска при импорте товаров на территорию ТС;
• пресекать использование серых схем ввоза товаров на таможенную территорию ТС, в том числе через Особые экономические зоны (ОЭЗ).
• привлекать к сотрудничеству Минэкономразвития России, ФТС России, Минпромторг России и Комиссию ТС, а также обеспечивать обмен информацией и координацию усилий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Значимым изменением, требующим адаптации, является ограничение технических барьеров. Соглашения по техническим барьерам в торговле для обеспечения безопасности членов ВТО устанавливает ограничения на введение обязательных нормативных документов по обеспечению безопасности и надежности изделий, в связи с чем ожидается массовый приход на рынок России низкокачественной продукции, которая не сможет быть ограничена внутренними нормами под предлогом «технических барьеров в торговле». Во избежание снижения качества ввозимой металлургической продукции необходимо активизировать работу по созданию обязательных сводов правил для проектирования и изготовления металлоконструкций с включением в эти обязательные своды правил требований к исходному материалу на уровне национальных стандартов.

По мнению представителей металлургической и горнорудной отраслей целесообразным также является разработка компенсационных меры для национальных производителей. Для этого бизнес предлагает совместно с Минэкономразвития России и Минпромторгом России разработать программы поддержки национальных производителей и поощрения спроса на продукцию, произведенную российскими компаниями. Подобные мероприятия помогут российским предприятиям адаптироваться к новым условиям хозяйствования и поддержат их в переходный период.

Если говорить о потенциальных преимуществах членства в ВТО, вступление в Организацию откроет России доступ к использованию механизма разрешения споров в ВТО, поскольку страны-члены ВТО имеют возможность оспорить ограничительные меры в отношении их экспорта со стороны других государств. Для эффективного использования механизма для бизнеса важна поддержка Минэкономразвития России. ОАО «НЛМК», к примеру, намерен оспорить в ВТО (скорее всего, путем присоединения к жалобе США) решения КНР по введению в июне 2010 г. антидемпинговой пошлины на трансформаторный прокат.

Поскольку иностранные компании с дешевыми кредитными ресурсами получат неоспоримое преимущество перед нашими производителями, для поддержания конкурентноспособности российских предприятий необходимо снизить ставки по банковским кредитам до среднего для стран ЕС или США уровня. Для этих целей целесообразным представляется создание совместной рабочей группы (Минфин России, Минрегион России, Банк России, Минэкономразвития России, ФНС, РСПП, ТПП РФ) и разработка программы мер по снижению банковской ставки по кредитам.

Еще одним проблемным вопросом в связи со вступление в ВТО станет хеджирование сделок в России. Оформление членства России в ВТО приведет к ужесточению конкуренции со стороны иностранных производителей и металлотрейдинговых компаний, имеющих на данный момент весьма весомое конкурентное преимущество в виде возможности проводить операции по хеджированию биржевых рисков. На сегодняшний день у российских потребителей алюминия отсутствует такая возможность, что ставит наших потребителей в неравные условия с иностранными компаниями. Для решения данного вопроса также предлагается создать совместную рабочую группу (Минрегион России, Банк России, Минэкономразвития России, ФНС, РСПП, ТПП РФ) по внесению изменений в действующее валютное, гражданское и налоговое законодательство, чтобы потребители алюминия в РФ могли начать хеджирование биржевых рисков на Лондонской бирже металлов.

Поделитесь