Ещё в мае 2019 года РСПП обращениями в Правительство РФ, Минкомсвязь России, Роскомнадзор выражал обеспокоенность сложностью подготовки ими в установленные сжатые сроки и с учетом интересов бизнеса нормативных правовых актов (далее-НПА) в такой высокотехнологичной сфере, как реализация Федерального закона от 01.05.2019 № 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон № 90-ФЗ), направленного на обеспечение устойчивой работы сети Интернет в России.
РСПП предлагал привлекать к разработке проектов НПА на возможно более ранних этапах Комиссию РСПП по связи и информационно-коммуникационным технологиям, обладающую высоким экспертными возможностями.
Несмотря на предложение РСПП разработка проектов НПА проводилась без должного взаимодействия с Комиссией РСПП и только в рамках формальных процедур общественного обсуждения, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318.
Специально созданной Рабочей группой Комиссии, в состав которой вошли ведущие эксперты отрасли, было подготовлено 26 заключений на подготовленные Минкомсвязью России и Роскомнадзором различные варианты 12 ключевых проектов постановлений Правительства РФ и приказов.
Однако, подавляющее большинство предложений и замечаний Комиссии РСПП не были учтены. Отказы в учете замечаний и предложений, как правило, не были обоснованы по существу, и носили декларативный характер.
Это привело к тому, что проекты НПА включают требования, не предусмотренные законами РФ, зачастую неисполнимые, обременительные для бизнеса, содержащие коррупциогенные факторы, неоднозначные формулировки. Одновременно с этим отсутствуют требования, необходимые бизнесу для реализации положений Федерального закона № 90-ФЗ, планирования развития и модернизации сетей связи.
Так, подготовленный Минкомсвязью России проект постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка установки, эксплуатации и модернизации в сети связи оператора связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования» налагает на владельцев сетей связи дополнительную, не предусмотренную Федеральным законом № 90-ФЗ обязанность модернизировать уже введенные в эксплуатацию узлы связи для установки на них технических средств противодействия угрозам, но не содержит порядок разработки проектной документации на установку технических средств противодействия угрозам на сети связи, их передачи владельцу сети, организации каналов связи между установленными техническими средствами и центром мониторинга, взаимодействия владельца сети с центром мониторинга при возникновении аварийных ситуаций, планирования модернизации технических средств при модернизации сети связи.
Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка централизованного управления сетью связи общего пользования» содержит формулировки, позволяющие любое нарушение работоспособности любой сети связи считать угрозой устойчивого функционирования всей сети «Интернет» и всей сети связи общего пользования и вводить в этом случае централизованное управление на всей территории РФ, что создает предпосылки для принятия произвольных решений, которые несут в себе риски для устойчивости и целостности связи в РФ.
Проект приказа Минкомсвязи России «Об утверждении требований к функционированию технических и программных средств, используемых в целях выявления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сетевых адресов, соответствующих доменным именам» содержит требования, распространяющиеся на технические и программные средства, состав и функциональность которых законодательством и проектами НПА не определены. При этом технические и программные средства должны отвечать требованиям к информационным системам, установленным приказом ФСТЭК России от 14.03.2014 г. №31, которые, однако, невозможно на практике применить к техническим и программным средствам. Вводятся новые, не предусмотренные Федеральным законом № 90-ФЗ обязанности операторов связи обеспечить фиксацию и хранение до 3-х лет информации, перечень которой к тому же строго не определен. По оценке, содержащейся в отрицательном заключении Минэкономразвития России, только затраты на реализацию дополнительных требований по хранению информации могут составить десятки миллиардов рублей, а время на реализацию – не менее двух лет.
Проект приказа Минкомсвязи России «Об утверждении требований к обеспечению устойчивого функционирования средств связи, обеспечивающих взаимодействие со средствами связи других операторов связи, собственников или иных владельцев технологических сетей связи, в том числе находящихся за пределами территории Российской Федерации» содержит не предусмотренные законодательством РФ ограничения на организацию технического обслуживания импортных средств связи, передачу технологической информации об их функционировании за рубеж, что неизбежно приведет к невозможности обеспечить устойчивое функционирование сетей связи, на которых по объективным причинам применяются импортные средства связи.
Указанные и ряд других проектов НПА (7 от Минкомсвязи России и 4 от Роскомнадзора) получили отрицательное заключение при оценке Минэкономразвития России их регулирующего воздействия. Однако вызывает опасение, что, несмотря на это, проекты НПА все же могут быть введены в действие.
Президент РСПП обратился письмом к заместителю председателя Правительства РФ Акимову М.А. с просьбой поручить Минкомсвязи России, Роскомнадзору, доработать проекты НПА и подтвердил готовность Комиссии РСПП к конструктивной совместной работе с органами государственной власти по реализации Федерального закона № 90-ФЗ.