Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проведен эксперимент по предоставлению безвозмездного доступа по сетям фиксированной связи к информационным ресурсам согласно утвержденному перечню (далее - эксперимент "Доступный интернет"). Участие в эксперименте приняли операторы связи ПАО "Вымпел-Коммуникации", "МегаФон", "Мобильные ТелеСистемы", МГТС, "ЭР-Телеком Холдинг".
08.07.2020 Комиссия РСПП по связи и информационно-коммуникационным технологиям провела заседание в формате видеоконференции на котором провела оценку результатов эксперимента и подготовила предложения предусматривающие соблюдение баланса интересов граждан, бизнеса и государства.
Комиссия отмечает, что полученные в ходе эксперимента данные полностью подтверждают выраженные ранее опасения (были направлены РСПП в Правительство РФ и Администрацию Президента РФ 11.02.2020 №235/09), что реализация проекта «Доступный Интернет» повлечет существенные потери и затраты ведущих российских операторов связи, что приведет к падению инвестиционной активности участников рынка, снижению экономических показателей телекоммуникационной отрасли России, замедлению развития инфраструктуры сетей связи.
На основании полученных при эксперименте данных проведены расчеты, которые показали, что в случае предоставления безвозмездного доступа граждан даже к ограниченному в рамках эксперимента перечню ресурсов всеми российскими операторами сетей фиксированной и мобильной связи их общая недополученная выручка будет составлять ориентировочно от 110 млрд. рублей в год, а дополнительные затраты до 1,250 млрд. рублей в первый год и до 1 млрд. рублей в последующие годы. При этом Комиссия отмечает, что доступ большего количества абонентов к интернет-сервисам на безвозмездной основе приведет к изменению пользовательского поведения и кратном увеличению потребления бесплатного трафика, ещё большему росту потерь и затрат операторов связи, которые даже трудно спрогнозировать.
Эксперимент показал, что отсутствие установленных нормативными правовыми актами критериев отнесения ресурсов к отечественным социально значимым интернет-сервисам приводит к волюнтаристскому назначению таких ресурсов. Исследование участвующих в эксперименте интернет-сервисов показало, что доля ресурсов, содержащих потоковый видеоконтент, который создает основную нагрузку на сети связи, составляет более 75%. При этом большая часть потокового видеоконтента носит развлекательный, коммерческий характер, загружается с ресурсов, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Эксперимент также подтвердил необходимость установить технические требования к интернет-сервисам, к которым необходимо обеспечить доступ гражданам на безвозмездной основе, механизмы организации взаимодействия операторов связи и владельцев сервисов. Отсутствие указанных требований и механизмов создает организационно-технические трудности, вплоть до невозможности операторам связи обеспечить безвозмездный выборочный доступ граждан к социально значимым интернет-сервисам.
В целях снижения нагрузки на бизнес, устранения выявленных в ходе эксперимента недостатков по организации реализации проекта «Доступный Интернет», Комиссия РСПП предлагает следующее:
1. Законодательно предусмотреть компенсацию затрат и потерь операторов связи при реализации проекта «Доступный Интернет».
Особо отмечаем, что Президентом Российской Федерации поручено Правительству Российской Федерации обеспечить оказание услуг на безвозмездной основе гражданам. Оказание указанных услуг за счет бизнеса поручением не предусмотрено.
Представляется также возможным в целях компенсации затрат и потерь операторов связи при реализации проекта «Доступный Интернет» (с учетом опыта доставки операторами связи обязательных для распространения телевизионных и радио каналов в кабельных сетях и соответствующей финансовой модели), установить нормативным правовым актом возможность операторам связи взимать с граждан плату в минимальном размере за доступ к сети связи при обеспечении безвозмездности услуг по проекту «Доступный Интернет» и прекращения оказания услуг спустя определенный период времени после факта появления задолженности и отрицательного баланса.
Комиссия РСПП готова принять участие в разработке совместно с органами государственной власти эффективного механизма компенсаций.
2. Установить нормативными правовыми актами федерального уровня критерии отнесения ресурсов к отечественным социально значимым интернет-сервисам.
3. Определить нормативными правовыми актами технические требования к интернет-сервисам, к которым операторы связи обязаны обеспечить доступ гражданам на безвозмездной основе.
Предложения по критериям отнесения ресурсов к отечественным социально значимым интернет-сервисам, техническим требованиям, а также более детальные результаты эксперимента содержатся в предложениях Комиссии РСПП.
Предложения Комиссии президентом РСПП направлены Председателю Правительства Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации.