Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Комиссия РСПП по телекоммуникациям и информационным технологиям обсудила вопросы государственного регулирования качества услуг связи

© Управление по взаимодействию с региональными и отраслевыми объединениями

17 декабря 2013 года под председательством сопредседателя Комиссии РСПП по телекоммуникациям и информационным технологиям, профессора НИУ ВШЭ Родионова И.И. и участии представителей ведущих операторов связи, Роскомнадзора, Международной академии связи состоялось очередное расширенное заседание Комиссии по вопросу о государственном регулировании качества услуг связи. От РСПП в заседании принял участие Управляющий директор Управления информационных и коммуникационных технологий С.С.Мытенков.

С докладом «О необходимости скоординированных действий российских операторов связи по предотвращению госрегулирования качества услуг связи» выступил Домбровский Ю.А., президент Ассоциации региональных операторов связи. В обсуждении доклада приняли участие: В. Б.Булгак - профессор МТУСИ, А.Е.Крупнов - президент Инфокоммуникационного Союза, В.А.Докучаев - генеральный директор Ассоциации производителей оборудования связи, Р.С.Ибрагимов - вице-президент ОАО "МТС", А.Ю.Рокотян - директор по аналитической поддержке работы с органами государственной власти ОАО «ВымпелКом», А.Н. Слюняев - главный инженер Центральной станции связи – филиала ОАО «РЖД», В.А. Левчик - руководитель нормативно-правовой секции АРОС, А.П. Оситис - президент Международной академии связи, Д.Е.Петров - руководитель по связям с законодательной и исполнительной властью ОАО «МегаФон».

В подготовленном по результатам обсуждения проекте Решения Комиссии отмечено, что введение государственного контроля параметров качества услуг связи может стать дополнительным административным барьером для ведения бизнеса, инструментом в недобросовестной конкуренции, привести к неэффективным затратам операторов связи.

Качество услуг связи должно определяться, прежде всего, ожиданиями абонентов и их готовностью оплачивать ожидаемое качество по тарифам, которые должны компенсировать затраты операторов связи на строительство и поддержание сети связи.

В случае установления регулятором единых и более высоких показателей качества от операторов потребуются дополнительные затраты, объективно не обусловленные необходимостью поддерживать качество связи на надлежащем уровне. Вместе с тем, приемлемый для абонентов уровень качества услуг связи может оказаться ниже установленных государством требований. В этом случае в ряде субъектов РФ, особенно дотационных, более качественные услуги связи по возросшим тарифам не будут востребованы абонентами, что послужит причиной снижения объема потребления услуг связи, что в конечном итоге вызовет сокращение инвестиций в отрасль. Таким образом, выполнение установленных нормативов может оказаться экономически нецелесообразным.

Установление показателей качества в выделенных сетях связи (например, ОАО «РЖД») представляется также нецелесообразным, так как может привести к невозможности исполнения специфических для этих сетей требований, необходимости изменения схем организации связи, частотного планирования, изменения технических характеристик, увеличению необоснованных затрат.
Установление единых требований к качеству услуг связи ограничивает возможные модели ведения бизнеса операторами связи. Особое значение это может иметь для деятельности региональных операторов, которые в большинстве случаев обеспечивают свое конкурентное преимущество на рынке путем обеспечения ценовой доступности оказываемых услуг для малообеспеченного населения в удаленной и труднодоступной местности.

Способы регулирования качества услуг связи должны соответствовать лучшей международной практике. С учетом опыта развитых рынков связи регулирование качества должно состоять в следующем:

  • установление регулятором перечня показателей качества и однозначно трактуемых методик оценки значений этих показателей;
  • разработка и принятие методик оценки показателей качества с участием всех заинтересованных сторон, включая операторов связи;
  • определение административных процедур контроля показателей качества.

Основу контроля качества должны составить измерения операторами связи показателей качества и публикация сведений о фактическом уровне качества.

В отдельных случаях регулятором могут устанавливаться требования к качеству услуг связи, но не на фактическом среднеотраслевом уровне, а на уровне, минимально необходимом для целей регулирования.

Контроль качества в первую очередь должен быть составной частью договоров и не подвергаться жесткому государственному регулированию.

Отсутствие регулирования государственными органами качества услуг связи, учитывая высокую конкуренцию на российском рынке услуг подвижной связи, не приведет к снижению качества услуг ниже востребованного абонентами технологически и экономически обоснованного уровня.

Членами Комиссии РСПП принято решение о создании при ней постоянно действующей рабочей группы для подготовки консолидированных предложений отраслевого бизнес-сообщества по вопросам качества услуг связи, в том числе для рассмотрения проектов нормативных правовых актов, методик измерений параметров качества, административных процедур контроля, разработки механизма объективной оценки качества услуг связи и информирования общества. Позиция Комиссии по вопросу о государственном регулировании качества услуг связи будет доведена до заинтересованных органов государственной власти.

Материалы
df34a51722287dc426a8923fa66f8add, DOCX (27 КБ) b41c1a0b0cbd5f5a0926711b4ecdfec8, DOC (132 КБ)
Поделитесь