6 октября 2014 года под председательством В.И.Якунина прошло расширенное заседание Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре по теме: «Техническое регулирование в железнодорожной отрасли: текущее состояние и перспективы развития».
В работе приняли участие члены и эксперты Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре и Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия; представители: Палат Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных и региональных органов исполнительной власти, институтов гражданского общества, научного и экспертного сообщества, представителей операторского бизнеса.
На заседании с докладами выступили:
А.В.Зажигалкин, заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - «Законодательная основа развития системы стандартизации»;
С.В.Шатиров, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике - «О техническом регулировании железнодорожной отрасли»;
В.С.Селезнев, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам собственности - «О требованиях технических регламентов Таможенного союза»;
В.М.Евдокименко, генеральный директор ОАО «Федеральная грузовая компания» - «О вступлении в действие технического регламента таможенного союза по безопасности железнодорожного подвижного состава и актуальных вопросах продления срока службы подвижного состава»;
О.Ю.Букин, генеральный директор ОАО «Первая грузовая компания» - «О последствиях для грузоотправителей и операторов от введения новых требований по сертификации»;
Д.Н.Никитин, генеральный директор ЗАО «Евросиб» - «Техническое регулирование в железнодорожной отрасли: текущее состояние и перспективы развития. Мнение оператора подвижного состава»;
В.А.Гапанович, президент Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники», старший вице-президент ОАО «РЖД» - «О техническом регулировании на железнодорожном транспорте»;
А.Н.Лоцманов, первый заместитель председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия - «Вопросы применения технических регламентов Таможенного союза».
Основной проблемой, поднятой на заседании, была проблема необходимости пересмотра подходов к продлению срока службы грузовых вагонов. На заседании были представлены объективно доказательные материалы, которые свидетельствуют о том, что новый подвижной состав, производимый по старым чертежам и с недостаточным качеством, представляет большую угрозу безопасности на инфраструктуре, чем подвижной состав с продленным сроком службы или подвижной состав достаточно серьезного возраста. По мнению членов Комиссии в первую очередь необходимо совершенствовать технологию производства наиболее аварийно-опасных элементов конструкций вагонов.
Участниками заседания также было отмечено, что интеграция экономических и производственных систем Таможенного союза диктуют необходимость реализации общности процедур и систем оценки соответствия. Этому может способствовать принятие всеми участниками союза руководящих указаний - «Оценка соответствия. Кодекс установившейся практики».
Проект документа устанавливает общие принципы установившейся практики оценки соответствия для всех ее элементов, включая нормативные документы, органы, системы, схемы и результаты. Кодекс является добровольным и предназначен для распространения действий по оценке соответствия на принципах открытости, беспристрастности, конфиденциальности, непротиворечивости и эффективности.
По итогам состоявшегося обсуждения участниками заседания предложено в связи с отсутствием в действующем законодательстве Российской Федерации права владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта на запрет эксплуатации потенциально-опасного подвижного состава, в том числе и с истекшим сроком службы:
- Внести изменение в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», дополнив часть 1 статьи 17, а также в Федеральный закон «О техническом регулировании», дополнив часть 2 статьи 27;
- Разработать законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца подвижного состава».