Замечания по проекту приказа Федеральной налоговой службы «Об утверждении перечня государств и территорий, не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией» (далее – проект Перечня/Перечень):
1. Отсутствие описания подходов к формированию Перечня.
В ходе анализа Перечня в первую очередь обращает на себя внимание то, что он включает в себя и наделяет фактически одинаковым статусом совершенно разные юрисдикции как по уровню развития законодательства (в т.ч. налогового), так и по степени сотрудничества с Российской Федерацией. При этом отсутствует какое-либо обоснование критериев и принципов, по которым формировался такой Перечень.
В отсутствие таких критериев и принципов проект Перечня является необоснованно широким (119 стран), и при его подготовке не были учтены следующие важные обстоятельства:
1.1 В 2014 году Россия ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 г. (далее – Конвенция).
Конвенция позиционируется на межгосударственном уровне как эффективный инструмент обмена налоговой информацией, а Федеральная налоговая служба была определена в качестве компетентного органа для целей реализации Конвенции.
Однако в рассматриваемый Перечень включены государства, ратифицировавшие вышеуказанную Конвенцию. При этом не все из них принимали Конвенцию с оговорками или ограничениями, которые оказывают существенное влияние на качество обмена налоговой информацией.
1.2. В указанный Перечень включены государства, с которыми Россией заключены соглашения об избежании двойного налогообложения (СОИДН), которые содержат специальные положения, регулирующие обмен налоговой информацией (Австрия, Бразилия, Великобритания, Израиль, Мальта, Швейцария). При этом проект Перечня не содержит пояснений в части того, какие причины послужили основанием для включения указанных государств в Перечень, несмотря на наличие таких двусторонних соглашений, содержащих специальные положения.
Таким образом, имеются правовые основы для обмена налоговой информацией с указанными государствами. Соответственно, в случае утверждения приказа в предлагаемой ФНС России редакции, вопрос об освобождении прибыли КИК от налогообложения в России фактически будет поставлен в зависимость не от отсутствия возможности обмена налоговой информацией с государствами или территориями, на которых находится постоянное местонахождение КИК, а от удовлетворенности ФНС России качеством информационного обмена, что является субъективным критерием и создает неопределенность в налоговых правоотношениях.
1.3. Остается открытым вопрос включения в Перечень непризнанных мировым сообществом государств, которые не имеют возможности присоединиться к международным соглашениям по формальным причинам, например, Абхазии и Южной Осетии.
Таким образом, бизнес-сообщество считает, что в рассматриваемый Перечень не должны включаться государства, которые ратифицировали Конвенцию без оговорок или без ограничений, государства, с которыми Россией заключены СОИДН, а также государства, непризнанные мировым сообществом государств. Исключением могут быть государства и территории, официально отказавшиеся от применения в отношениях с РФ правил об обмене налоговой информацией (в том числе на временной основе).
При этом вопросы в части обмена информацией с указанными государствами должны решаться посредством совершенствования эффективности взаимодействия на межгосударственном уровне.
2. Негативные последствия необоснованного расширения Перечня.
В результате необоснованного расширения списка будет создана дополнительная административная и налоговая нагрузка на налогоплательщиков, у которых имеются контролируемые иностранные компании в высоконалоговых юрисдикциях.
Так, в частности, в этом случае возникнет ситуация, когда не будет освобождаться от налогообложения в соответствии с Главой 3.4. Налогового кодекса Российской Федерации прибыль контролируемых иностранных компаний, у которых эффективная ставка налога составит более 75%, а также прибыль иностранных банков и страховых организаций. Соответственно, такие иностранные компании, контролируемые российскими налогоплательщиками и обеспечивающими присутствие российской экономики на иностранных рынках, станут менее конкурентоспособными по сравнению с их иностранными конкурентами.
Фактически на налогоплательщиков возлагается ответственность, в том числе, в виде дополнительной налоговой нагрузки, за качество выполнения функции по организации обмена налоговой информацией уполномоченным органом власти.
Кроме того, включение в перечень государств, связанных с Россией обязательствами по обмену информацией, может на основании принципа взаимности повлечь включение соответствующими государствами России в «черные» перечни территорий для собственного регулирования контролируемых иностранных компаний. Это может резко снизить имеющуюся привлекательность инвестиций в российские компании в глазах инвесторов из соответствующих стран.
3. Предложения в части порядка формирования и утверждения Перечня.
С целью обеспечения прозрачности формирования указанного Перечня предлагаем:
∙ сформировать перечень критериев, в соответствии с которыми государства и территории будут признаваться не обеспечивающими обмена информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией;
∙ ФНС представить для обсуждения информацию об имеющихся проблемах в части обмена информацией (со статистическим подтверждением) по каждой из стран, включенных в перечень;
∙ разработать предложения по повышению эффективности по обмену информацией (данными);
∙ обеспечить актуализацию данного перечня на ежегодной основе. При этом в случае необходимости корректировка Перечня в части исключения из него отдельных государств может быть связана с моментом ратификации СОИДН. Например, в ближайшее время из Перечня может быть исключен САР КНР Гонконг, в отношении которого Министерством финансов активизирована работа по согласованию и подписанию соглашения об избежании двойного налогообложения.
Необходимо установить корректный срок вступления приказа в силу (год или более), а не с 1 января 2016 г. Компании должны иметь время и возможность скорректировать бизнес-планирование.
Кроме того, считаем целесообразным рассмотреть возможность включения в обсуждаемый Перечень только тех государств и территорий, которые приведены в перечне, утвержденном Приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н (ред. от 02.10.2014) «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».