Резолюция принятая на расширенном заседании Комитета РСПП по промышленной политике, регулированию естественных монополий и тарифам
Тема: «Тарифная политика и конкуренция: дилемма регулирования»
Участники мероприятия – члены РСПП, представители федеральных министерств и ведомств, Федерального собрания, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, крупных российских и зарубежных коммунальных компаний, институтов развития и эксперты – рассмотрели спектр вопросов по определению магистрального пути решения проблемы тарифного регулирования и взаимодействия органов власти и коммунальных операторов в области тарифообразования.
Участники заседания отметили, что изменения, внесенные в законодательство за последние два года (например, изм. от 23.11.2009 ФЗ №261 к ФЗ №41 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"), позитивно отразились на регулировании тарифов, сместив, в частности, акцент в тарифообразовании в пользу долгосрочных параметров регулирования. Однако подводить итоги в области долгосрочного тарифного регулирования пока преждевременно в виду особой экономической ситуации, сложившейся к моменту внедрения методики.
Были рассмотрены альтернативные способы сдерживания роста тарифов: в первую очередь речь шла об использовании инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП). Участники согласились с большим потенциалом ГЧП в области развития инфраструктуры, однако обратили внимание на существующие сложности в его применении: несовершенство нормативной базы, административные барьеры, недостаточное число профессиональных операторов и ограниченность кредитных ресурсов.
По результатам обсуждения участники заседания рекомендуют:
1. За счет корректировки нормативно-правовой базы расширить возможности применения долгосрочного тарифного регулирования естественных монополий в различных отраслях.
2. При определении уровня тарифов ориентироваться, прежде всего, на экономические показатели, решая социальные задачи путем адресной поддержки.
3. Стимулировать снижение издержек естественных монополий не только путем сдерживания их тарифов, но и:
• поддерживая расширение участия в инфраструктурных отраслях профессиональных частных операторов,
• стимулируя инновационную деятельность, особенно, в сфере повышения ресурсоэффективности,
• формируя возможности для долгосрочного привлечения финансирования на адекватных условиях, в том числе через институты развития и рынки капитала,
• организуя широкий обмен передовым опытом, как внутрироссийским, так и международным.
4. Содействовать расширению практики использования механизмов ГЧП для развития инфраструктуры с умеренным тарифным воздействием путем:
• значительного расширения перечня объектов государственной и муниципальной собственности, в отношении которых запускаются проекты ГЧП, включая концессии.
• снижения административных барьеров, организации прозрачных конкурсных процедур,
• совершенствования региональной и муниципальной нормативной базы с целью расширения возможностей использования механизмов ГЧП в области инфраструктуры, особенно в ЖКХ,
• расширения масштабов использования федеральных инструментов финансовой поддержки проектов ГЧП, особенно в проблемных регионах, а также в средних и малых городах,
• распространения информации об успешном опыте и возможностях ГЧП как в регионах, так и среди потенциальных коммерческих участников таких проектов, в том числе при участии РСПП и других общественных организаций бизнеса.
5. Сформировать Экспертную группу из представителей РСПП, органов власти, отраслевых предприятий, потребителей и экспертного сообщества с целью разработки предложений по комплексному реформированию российской системы тарифообразования.
6. Комитету РСПП по промышленной политике, регулированию естественных монополий и тарифам и Экспертному совету Комитета организовать обобщение результатов дискуссии, включить актуальные вопросы тарифной политики в свои планы работы и продолжить практику приглашения к обсуждению данных вопросов представителей заинтересованных организаций.
7. Правительствам регионов:
• признать экономически обоснованный уровень тарифов на тепловую энергию. Разницу между экономически обоснованными и установленными тарифами компенсировать в любой приемлемой форме, в том числе за счет федерального бюджета.
• рассмотреть возможность утверждения плана минимально-гарантированного роста тарифов на среднесрочный период в 3 года, превышающего инфляционные ожидания для создания дополнительного источника выполнения ремонтных и инвестиционных программ.
8. Органам регулирования:
• при установлении тарифов руководствоваться не формальной позицией в части индексации затрат на ремонты, установленных в тарифах в предшествующие периоды регулирования, а с учетом анализа реальных потребностей предприятия и принятием во внимание критического состояния технологического оборудования;
• предусмотреть учет в тарифах на последующие периоды регулирования реальный уровень заработной платы и прочих условно-постоянных расходов с учетом Отраслевого тарифного соглашения и уровня инфляции;
• компенсировать выпадающие доходы периодов регулирования, в которых реально понесенные затраты превысили расходы, предусмотренные тарифами.
9. Комитету РСПП по промышленной политике, регулированию естественных монополий и тарифам:
• подготовить совместное обращение к Федеральным органам власти об инициировании внесения изменений в правила оптового рынка с целью недопущения создания в ЕЭС таких обязательных для генераторов режимов производства электрической энергии, на которых цена реализации электроэнергии была бы ниже топливной составляющей;
• обратиться в органы законодательной власти с законодательной инициативой по ужесточению мер в отношении неплательщиков, что даст возможность повысить уровень собираемости платежей без фатального увеличения затрат на сбыт. Изменить действующее законодательство с целью вменения в обязанность управляющим организациям (ТСЖ) осуществлять сбытовые функции с предоставлением энергоснабжающим организациям обеспечения исполнения обязательств по оплате за энергоресурсы, или разрешить генерирующим компаниям самостоятельно осуществлять сбытовые функции. Альтернативой может служить установление плана по сбору на уровне, например, 95% от начисления, сократив затраты на сбыт, 5% априори не собранных средств включать в тариф;
• подготовить обращение в УФССП о необходимости повышения эффективности работы и сокращении количества дел, находящихся на исполнении.
10. Предоставить возможность ознакомиться с данной резолюцией всем заинтересованным сторонам – федеральным и региональным органам государственной власти, бизнесу, научному сообществу, СМИ.
Комитет РСПП по промышленной политике, регулированию естественных монополий и тарифам подготовил резолюцию по вопросам тарифообразования
Комитет по промышленной политике, регулированию естественных монополий и тарифам
Поделитесь