Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал закон об объединении Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ и создании единого фонда - Фонда пенсионного и социального страхования.
Законопроект был внесен в Государственную Думу в согласованной всеми сторонами социального партнерства редакции по результатам совместной работы. Александр Шохин обратил внимание, что «в ходе рассмотрения законопроекта законодателями были внесены поправки, в результате которых произошли существенные изменения по ряду положений, соблюдение которых было принципиальным условием поддержки законопроекта со стороны как работодателей, так и профсоюзов».
Прежде всего, это касается вопросов расходования средств социального страхования, управления новым Фондом, его организационно- правовой формы.
Внесенный в Госдуму законопроект предусматривал создание в Социальном фонде органа управления высокого уровня - Наблюдательного совета с участием руководителей сторон социального партнерства (работодателей, профсоюзов, Правительства РФ), фиксировал его функции, включая определение стратегических направлений развития, организации и контроля деятельности системы пенсионного и социального страхования. В принятом законе этот высший орган управления Фондом отсутствует.
Правительству РФ предоставлено право «создать совет по рассмотрению вопросов, связанных с обеспечением развития в Российской Федерации систем обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования и совершенствованием деятельности Фонда», однако функционал такого совета не закреплён законом. Поэтому важной задачей является наделение создаваемого Правительством РФ совета по вопросам социального страхования реальными полномочиями влияния на деятельность Фонда.
По словам главы РСПП, важнейший вопрос, по которому работодатели и профсоюзы занимают солидарную принципиальную позицию, касается целевого использования средств, предназначенных для каждого вида социального страхования (пенсионного, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний). Имеется в виду недопущение так называемого «перекрёстного финансирования», сохранение автономности средств каждого вида страхования в бюджете Фонда, когда для финансирования обязательств по одному конкретному виду социального страхования не могут использоваться средства другого вида страхования.
Такая позиция была четко закреплена в законопроекте, внесенном в Госдуму, но в принятом законе появилась оговорка, которая «по факту» разрешает «перекрёстку». Как это сложилось в последние годы, так и в дальнейшем будет сохраняться возможность в ежегодно принимаемом законе о бюджете Фонда перераспределять и использовать средства одного вида страхования в качестве источника финансирования для другого.
«По мнению РСПП, возможность регулярного применения такого перераспределения средств нарушает страховые принципы, ограничивает возможности развития и повышения эффективности отдельных видов социального страхования», - заметил Александр Шохин.
Закон о едином фонде разрабатывался достаточно давно, на всех этапах его подготовки РСПП, как и ФНПР, принимал активное участие. Президент РСПП подчеркнул: «Регулярные консультации с социальными партнёрами, совместная с Правительством РФ работа над нормативными актами - хорошая практика социального партнерства в регулировании социально-трудовой сферы, которую всегда поддерживал и поддерживает РСПП, представляющий сторону работодателей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В этих отношениях система социального страхования является важным элементом. Будем надеяться, что и впредь она будет опираться на социальное партнерство».