Краткая справка по новому варианту законопроекта «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации

Краткая справка по новому варианту законопроекта «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и повышения эффективности налогового администрирования иностранных организаций)», подготовленному Минфином России

2 сентября 2014 г. Минфин России разместил на сайте очередной вариант законопроекта КИК, внесенный в Правительство Российской Федерации 26 августа 2014 г.

Вариант проекта закона, подготовленный Минэкономразвития России и РСПП и направленный Российским союзом в Минфин России, был проигнорирован. При этом публичного обсуждения с участием представителей предпринимательского сообщества и заинтересованных министерств и ведомств законопроекта, внесенного Минфином России в Правительство РФ, не было проведено.

Концептуально Минфин России остался на прежних позициях, а именно:

1. Периметр контроля неограничен. Основной критерий - эффективная ставка, при этом ясности с ее расчетом не появилось.

2. Иностранные структуры без образования юридического лица (трасты, фонды, товарищества) сохранены и приравнены к юрлицам для статуса КИК.

3. Список исключений по признанию КИК изменился только в сторону расширения для финансовых компаний и теперь выглядит так:

  • - публичные компании (IPO), но без «дочек» и «внучек»;
  • - некоммерческие организации, не распределяющие прибыль;
  • - компании из государств-членов ЕврАзЭС;
  • - отдельные случаи для структур без образования юрлица;
  • - банки и страховые компании;
  • - SPV под облигации и займы;
  • - компании-участники СРП и концессионных соглашений (только для соглашений с Правительством).

Фрахт в список исключений не внесен.

4. Инвестльгота – как раньше (по фактическим капвложениям).

Для использования инвестльготы - активная и пассивная корзина без возможности зачета убытка между ними. Избежать двух корзин де-факто можно только одновременно с отказом от инвестльготы.

5. Порядок расчета и подтверждения прибыли описан так, что на практике может привести к полномасштабному (начиная с первички) расчету по правилам главы 25 НК РФ

6. Требования по предоставлению в ФНС документации (отчетной и доказательной) увеличились и усложнились.

Учет предложений РСПП и достигнутых в процессе всех обсуждений договоренностей носит «косметический» характер, из более-менее существенных можно упомянуть:

  • 1. Переходный период установлен (но не на пять лет, а на два года).
  •  
  • 2. Поэтапное снижение порогов по прибыли для признания КИК (50 млн, 30 млн., 10 млн.) и двухлетнее освобождение от штрафов
  •  
  • 3. В качестве критериев по контролю модель, предлагавшаяся Минэкономразвития России и РСПП (владение более 50% вместе с взаимозависимыми лицами) принята на 2015-16 годы.
  •  
  • Далее Минфином России предлагается две модели:
  • - 25% со взаимозависимыми;
  • - 10% при условии, что 50% принадлежит российским резидентам (аналог американской модели).
  •  
  • При этом четкие определения в части контроля прописаны только для физических лиц, по юридическим лицам остается некоторая нечеткость в определениях.
  •  
  • 4. Появилась статья 277 НК РФ о налоговой амнистии. При ликвидации бизнеса за рубежом о постановке его активов на баланс российской организации предусмотрено освобождение от налога на прибыль и определен порядок дальнейшего их списания на расходы. Срок действия этого порядка – до 2019 года.
Поделитесь