В Думе подготовлен «рамочный» законопроект о санкциях против США, он дает президенту широкий мандат на применение 16 возможных ответных мер. От них пострадают как американские компании, так и российские предприятия и потребители
Лидеры парламентских фракций в пятницу, 13 апреля, внесли в Госдуму законопроект «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств» — российский ответ на семи страницах (.doc) на закон CAATSA, который был предложен и принят американским конгрессом в 2017 году. Законопроект внесен ровно через неделю после объявления Минфином США самых жестких с 2014 года антироссийских санкций, затронувших бизнес семи отечественных миллиардеров.
Проверенная схема
Законопроект внесли в Думу лидеры всех фракций и председатель палаты Вячеслав Володин. По такой же схеме вносились несколько громких законопроектов, которые впоследствии быстро становились законами, например законопроект о приравнивании ряда СМИ к иностранным агентам и поправки в законопроект о реновации в Москве.
«Учитывая, что законопроект об ответных санкциях внесен лидерами всех фракций, решение, скорее всего, принималось не на уровне Думы, а выше», — считает политолог Евгений Минченко. При этом он предположил, что Дума выбрана средством донесения инициативы, так как это может быть «тестовая история», которую можно будет переиграть в случае необходимости. Правительство и Дума консультировались при разработке законопроекта, сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что Кремлю пока не удалось ознакомиться с предлагаемым набором антисанкций.
С инициативой в данном случае выступила Госдума, а не правительство и не президент, во-первых, потому что президент до инаугурации не готов брать подобные инициативы на себя и вряд ли захочет демонстрировать стремление к эскалации с Западом, говорит политолог Константин Калачев. Правительство уже не станет выступать с яркими шагами до своей плановой отставки в мае, уверен он. «Кроме того, инициативу Госдумы проще поправить — всегда остается пространство для маневра. Жесткие предложения в дальнейшем могут быть скорректированы», — пояснил Калачев.
«Рамочный» документ
Законопроект предлагается рассмотреть в первом чтении 8 мая, следует из карточки проекта в думской базе. Отзывы и замечания, в том числе от президента и правительства, принимаются до 3 мая.
Документ не предполагает немедленного введения ответных санкций — он, по сути, предлагает рамки возможных мер, выбирать из которых предстоит президенту Владимиру Путину. «Закон наполнен нормами достаточно общего характера, которые оставляют широкое поле альтернативных форм реагирования», — отмечает партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Меры воздействия «вводятся правительством», но «по решению президента». Предложенный набор из 16 мер может быть использован полностью или частично, в любой комбинации и временной последовательности, следует из законопроекта. Федеральный чиновник подтвердил РБК, что законопроект «рамочный»: он не обязывает президента и правительство объявлять о введении сразу всех санкций, указанных в документе.
У президента и сейчас есть правовой инструмент для введения санкций — закон о специальных экономических мерах, которого было достаточно, чтобы вводить продовольственные контрсанкции в 2014 году и санкции против Турции в 2015 году. Но появление в США закона CAATSA, который сделал антироссийские санкции бессрочными, потребовало зеркальной меры (закон о специальных экономических мерах заставляет устанавливать сроки их действия и при необходимости их продлять).
Читайте также:
Для попавших под санкции США компаний создадут офшоры в Калининграде