Рост спроса на сталь в России в 2015 году может составить 0,5–1%, прогнозирует владелец «Северстали» Алексей Мордашов. Российские металлурги рассчитывают на увеличение спроса на свою продукцию за счет крупных инфраструктурных проектов, в том числе с финансированием из государственного бюджета
Трубы
«Мы надеемся, что в 2015 году трубный сектор будет продолжать определенный рост. Видим серьезный спрос на трубы и все, что с этим связано. Ожидаем, что будут развиваться определенные государственные инфраструктурные проекты, и они помогут двигать спрос дальше», – сказал Мордашов на конференции World Steel.
В сентябре этого года в России началось строительство крупного трубопровода из Якутии в Китай, который называется «Сила Сибири». Для него потребуется 2,5 млн т труб. В 2014–2018 годах планируется поставить 1,7 млн т. «Газпром» провел первые конкурсы на поставку труб для «Силы Сибири» еще в июне 2013 года, три лота общей стоимостью 7 млрд руб. выиграли ОМК, ЧТПЗ и «Северсталь». Очередные конкурсы на поставку труб «Газпром» собирается провести через две-три недели, сказал в сентябре представитель монополии.
ОМК Анатолия Седых уже поставила более 30 000 т (ТБД) для газопровода «Сила Сибири», выполнив контракт, заключенный в 2013 году, сообщил РБК представитель компании. Производство труб для этого проекта полностью локализовано в России. Также ОМК поставляет трубы для строительства первой и второй веток подводной части газопровода «Южный поток». Компания выиграла тендеры на поставку 35% труб от требуемого для строительства этого газопровода объема. Общая сумма договоров на поставку труб для строительства первой и второй веток составила € 1,8 млрд.
ОМК ведет или планирует поставки труб и соединительных деталей для строительства второй нитки газопровода «Бованенково-Ухта», проекта «Южный коридор», нефтепровода «Куюмба-Тайшет» и строительства нефтепроводной системы «Ямал».
Внутреннее потребление на рынке России труб большого диаметра (ТБД) для трубопроводных проектов, строительства в 2014 году составило около 2,5 млн т труб, в 2015 году ожидается рост до 3 млн т, сказал РБК представитель ЧТПЗ. По данным некоммерческого партнерства «Русская сталь», в первом полугодии 2014 года российские металлурги поставили на внутренний рынок 2,322 тыс. т труб (в том числе ТБД), увеличив поставки по сравнению с первым полугодием 2013 года на 18%.
Исходя из данных «Северстали», единственной компании, которая раскрывает цену продаж на трубы большого диаметра, можно приблизительно рассчитать, какую сумму могли заработать металлурги на поставках труб на внутренний рынок. Средняя цена продаж ТБД составила в первом полугодии 2014 года $ 1546 за тонну. Умножаем эту цифру на половину годового потребления в 2014 году (1,25 млн т), получаем $ 1,932 млрд.
НЛМК поставляет для ОМК слябы (стальную заготовку), из которых трубники выпускают трубы для строительства газопроводов. Еще в ноябре 2013 года компании подписали соглашение о поставках в 2014–2016 годах более 2 млн тонн слябов (с повышенными требованиями к химическому составу и структуре металла и с уникальными для российского рынка типоразмерами). В рамках соглашения ОМК уже приобрела более 1 млн тонн стальных слябов для производства труб большого диаметра. НЛМК произвел в первом полугодии 2,288 млн т товарных слябов (это на 10,7% больше, чем в первом полугодии 2013 года). Из этой продукции выпускается штрипс, из которого делают трубы большого диаметра. Примерная рыночная стоимость этого объема слябов составляет около $ 1 млрд, оценивает аналитик Газпромбанка Наталия Шевелева. Это примерно 20% выручки НЛМК за первое полугодие 2014 года.
Аналитик «ВТБ Капитала» Вадим Астапович прогнозирует, что в 2015 году спрос на стальную продукцию в России ожидает снижение. 1% роста для развивающейся экономики – такой, как российская – по его мнению, это очень осторожная цифра, скорее свидетельствующая о стагнации внутреннего спроса на сталь. «Чтобы инфраструктурные проекты серьезно повлияли на рост спроса в стране, их должно быть значительно больше, чем один-два, пусть даже и больших с точки зрения тоннажа газопроводов и десятка стадионов к чемпионату мира в среднесрочной перспективе. Необходима программа вроде «Нового Курса» Рузвельта в ее инфраструктурной части, учитывая при этом структурные ограничения российской экономики», – говорит аналитик.
Стройка
Мордашов выразил надежду, что и «стройка не будет замедляться, а останется на заметном уровне». В этом сегменте будет увеличиваться спрос на продукцию сталелитейных компаний, предназначенную для строительства. «Потому что в России есть фундаментальные потребности и в развитии инфраструктуры, и в развитии гражданского строительства, в частности, строительства жилья», – пояснил владелец «Северстали».
В 2013 году ОМК поставила более 1700 тонн прямошовных труб для строительства стадиона «Спартак» в Москве. Evraz направил 1200 т балки на строительство многофункционального ледового дворца «Арена легенд» в Москве. Планируется, что в 2016 году здесь пройдут матчи чемпионата мира по хоккею с шайбой, сказал РБК представитель компании. Кроме того, летом более 4300 т строительной балки Evraz отгрузил на сооружение аэропорта международного класса на полуострове Ямал. Аэропорт строится в рамках проекта «Ямал СПГ» по освоению Южно-Тамбейского месторождения природного газа. Он будет принимать самолеты практически всех типов и станет одним из крупнейших в мире арктических аэропортов.
«Стройка не будет драйвером роста спроса на продукцию металлургов в 2015 году. Из-за слабости российской экономики причин для роста объемов строительства в России нет», – считает аналитик ВТБ Вадим Астапович. Выделить, что продано для инфраструктурного проекта, и при этом нужно уточнять, что именно считать затратами на инфраструктуру, а что – нет, очень сложно. «Если использовать очень грубую оценку, когда 10% от стоимости инвестиционного проекта относится непосредственно на сталь – влияние на рынок оказывается весьма размытым», – считает он.
Тем не менее, инфраструктурное строительство пока исправно финансируется. В 2015 году начнется сооружение Керченского моста в районе порта Тамань. Стоимость проекта, в том числе проектно-изыскательских работ, составляет 228,3 млрд руб. Кроме того, войдут в активную фазу стройки Центральной кольцевой автодороги в Москве и участков трассы Москва – Петербург. Аналитик «Метрополя» Андрей Рожков отмечает, что это основной проект, куда могут потребоваться большие объемы металла. В частности, на предварительной стадии строительства моста в Крым.
А вот отечественные автозаводы, скорее всего, в следующем году не обеспечат рост спроса на продукцию металлургических компаний. Он будет зависеть от объемов государственной поддержки автомобилестроительной отрасли, полагает Мордашов. Снижение объемов производства машин в стране, которое наблюдается с прошлого года, в 2015 году затормозится, полагает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Выпуск автомобилей может даже немного расти из‑за необходимости импортозамещения, предположил аналитик.
Дополнительные материалы:
«Сила Сибири»
Газопровод «Сила Сибири» строится для поставок газа в Китай. Протяженность газопровода – 4000 км, мощность 61 млрд куб. м газа в год. Инвестиции составят около 1,5 трлн руб. «Сила Сибири» станет общей газотранспортной системой для Иркутского и Якутского центров добычи и будет транспортировать газ этих центров через Хабаровск до Владивостока. Газопровод необходим для экспорта газа, добытого на Чаяндинском месторождении, начало разработки которого запланировано на 2015 год, добыча – в 2018 году. Также газопровод планируется соединить с Ковыктинским месторождением.
Решение о строительстве газопровода было принято осенью 2012 года, прокладка магистрали началась в сентябре этого года, окончание строительства планируется в 2018 году. В мае «Газпром» и китайская CNPC подписали 30‑летний контракт на поставку газа в Китай в объеме 38 мрлд куб. м газа. Общая сумма контракта составляет $ 400 млрд. Но в конце сентября CNPC отказалась внести предоплату по данному проекту в $ 25 млрд, в результате чего сроки по проекту были сдвинуты на два года, сообщали СМИ, но «Газпром» эту информацию опровергает.
Керченский мост
Керченский мост – часть федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя стоимостью 680 млрд руб., которую правительство утвердило в августе 2014 года.
Строительство моста, которое планируется начать в 2014 году, оценивается в 246 млрд руб., что делает его самым дорогим инфраструктурным подрядом в новейшей истории. Мост через Керченский пролив напрямую свяжет Краснодарский край с Крымом. Длина путепровода от Таманского полуострова через косу Тузла в сторону Керчи составит 11,7 км. Завершить строительство планируется в 2018 году. Помимо мостового перехода через основной створ канала, порядка 6 км, это участки прохождения по косе Тузла – 6,5 км, а также дамбе и участку существующего пролива – в целом тоже порядка 6,5 км. Кроме того, на Таманском полуострове будут построены подъезды к мосту: 40 км автомобильной дороги и 42 км железной.
В качестве возможных генподрядчиков строительства моста назывались «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и НПО «Мостовик» Олега Шишова и Сбербанка, но оформленного решения нет. Скорее всего, это будет «Стройтрансгаз», считает источник РБК.
Читайте также:
России показали будущее без нефти: технологические санкции бьют по долгосрочному развитию