Минэкономики предлагает радикальное смягчение регулирования банковской деятельности

Антикризисный план для банков в версии Минэкономики, с которым ознакомился "Ъ",— радикальное смягчение регулирования вплоть до бессрочной приостановки внедрения базельских требований, поддержка социальной ипотеки и строительства жилья экономкласса. Впрочем, учитывая, что банкирам этого мало, а ЦБ — слишком много, итоговый вариант поддержки, скорее всего, будет иным.

Наибольшее внимание в идеях Минэкономразвития (МЭР) по антикризисным мерам в банковском секторе уделено поддержке достаточности капитала, уровнем которой и определяются возможности банков по кредитованию реального сектора. Затормозить ее снижение предполагается в первую очередь за счет ослабления регулирования. Тут и смягчение требований по резервированию кредитов под инвестпроекты, выданных уполномоченными банками (в их роли, согласно постановлению правительства, могут выступать банки с капиталом от 100 млрд руб., то есть банки первой десятки), и отказ от ряда требований не только "Базеля-3" (отмена происшедшего с 1 января повышения достаточности основного капитала с 5,5% до 6%), но и "Базеля-2" (отказ от расчета операционных и смягчение подхода к оценке рыночных рисков по облигациям). Давление на капитал рыночного риска предлагается нивелировать за счет отказа от использования повышающих коэффициентов риска для бумаг, не имеющих двух рейтингов инвестиционного уровня.

Также МЭР предлагает снизить коэффициенты риска по кредитам госкомпаниям и конверсии по гарантиям, приравнять китайские банки к европейским и американским при учете остатков средств в них в расчете достаточности капитала, разработать льготный порядок реструктуризации обязательств банков по выданным ими гарантиям по госконтрактам — на случай их неисполнения. В поддержку ликвидности мера всего одна, но глобальная. Базельский норматив краткосрочной ликвидности, введение которого ЦБ ранее уже перенес на полгода (с 1 января на 1 июля), предлагается отложить на неопределенный срок — до смягчения кризисных явлений.

Особое внимание МЭР уделило ипотеке экономкласса. Если меры будут реализованы, АИЖК получит деньги из бюджета (в виде ОФЗ, сумма не указана) и создаст банк (чтобы иметь возможность рефинансироваться в ЦБ). Предполагается, что полученные АИЖК ОФЗ будут вместо ссуд выдаваться банкам, кредитующим строительство жилья экономкласса и инфраструктуру, их ремонт и модернизацию в рамках программы "Стимул", а также банкам, выдающим социальную ипотеку. Получить на эти цели "живые" деньги они смогут, заложив бумаги в ЦБ. Также МЭР предлагает дать денег АИЖК на ипотечные социальные кредиты гражданам и реструктуризацию ипотеки, ставшей проблемной в кризис, а ЦБ — обязать рефинансировать социальную ипотеку, выданную в рамках программы "Жилье для российской семьи" по низкой ставке в 11,75% годовых, как это сделано в отношении военной ипотеки. В пресс-службе АИЖК подтвердили, что совместно с Минстроем разрабатывают ряд антикризисных мер, направленных на поддержку рынка ипотеки, уточнив, что в конце месяца конкретные меры будут окончательно доработаны и согласованы.

Какие из предложений МЭР устоят в ходе сегодняшнего обсуждения и будут реализованы, прогнозировать сложно. Многие из них уже звучали и не были поддержаны, в частности, Банком России. По данным "Ъ", позиция ЦБ с тех пор не изменилась: регулятор, как прежде, против большинства дополнительных регулятивных послаблений (кроме тех, что уже реализовал сам). А тот факт, что банкам уже дают такой инструмент "живой" докапитализации, как ОФЗ, делает дополнительные послабления еще менее целесообразными, чем раньше. "К тому же ряд предложений ориентированы исключительно на крупные и госбанки и могут нарушить рыночную конкуренцию",— указывает собеседник "Ъ", знакомый с позицией регулятора. Аллергии не вызвали лишь поблажки по учету бумаг, не имеющих двух рейтингов инвестиционного уровня, что сейчас действительно довольно актуально, и идея про китайские банки. Правда, в отсутствие больших остатков российских банков на счетах в китайских участники рынка сочли эту идею не столько практической мерой, сколько политическим ходом.

Банкиры также говорят о том, что ряд предложений угрожают конкуренции на рынке. "Это понятно, ведь на крупнейшие банки легла нагрузка по поддержанию кредитования реального сектора, в том числе по замещению ставшего недоступным зарубежного финансирования. И все же из указанных мер я бы выделил и поддержал прежде всего те, что направлены на весь рынок,— поясняет вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов.— Снижение требований к достаточности основного капитала банка как нельзя актуально, важна более длительная, чем сейчас, отсрочка по введению норматива краткосрочной ликвидности по "Базелю". Отказ от расчета операционных рисков позволит существенно сократить расходы банков на администрирование этого процесса".

При этом, как показало пятничное совещание банкиров в ассоциации, их собственные идеи по поддержке существенно шире предложений МЭР. Обсуждалось как снижение ключевой ставки ЦБ, расширение круга банков, допущенных к докапитализации за счет ОФЗ и средств ФНБ, прямая поддержка госбанков за счет целевых беззалоговых кредитов, что расширило бы возможности рефинансирования других игроков в ЦБ и стабилизировало ситуацию на межбанке, смягчение регулятивных требований по кредитам малому и среднему бизнесу, потребительским ссудам, господдержка проблемных заемщиков, создание банка плохих активов.

Коммерсантъ

Читайте также:

Правительство начинает поддержку банков и реального сектора сверхдешевыми деньгам

Ставки на ЦБ растут: от регулятора ждут смягчения посадки экономики

Поделитесь