Минэкономразвития: контрактная система сформирована на 60%

Контрактная система спустя 1,5 года после ее запуска так и не заработала в полную силу, пришел к выводу Минюст по итогам мониторинга ее применения. Все еще не реализовано 18 положений закона, говорится в письме Минюста, отправленном в середине июля в Минэкономразвития (копия есть у «Ведомостей»).

Ключевой элемент контрактной системы – планирование госзакупок – работает плохо, задача – повысить конкуренцию и упростить доступ бизнеса к торгам – не решена, говорит первый проректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Шамрин. Сейчас ведомства составляют планы-графики закупок и размещают их на официальном сайте госзакупок. Эти документы размещаются в неструктурированном виде, невозможно автоматически обработать информацию, пишет ВШЭ в докладе о работе контрактной системы в 2014 г., – бизнесу трудно использовать эти планы, осложнен и контроль за закупками. Планы-графики выполняются формально, отмечает Шамрин: некоторые ведомства в 2014 г. более 180 раз меняли графики.

Единая информационная система (ЕИС), в которой будут отражены текущие и прошлые закупки, а также планы госзаказчиков, должна была заработать к 2015 г. Но затем ее запуск был отложен до 2016 г. Создание и развитие системы поручено Федеральному казначейству. Но до сих пор не сформулированы требования к ЕИС, пишет Минюст, к каталогу товаров в ЕИС, а также правила его использования.

Система заработает в 2016 г., уверен директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов, но в полном объеме ее функционал будет реализован только в 2017 г., когда будет создан каталог товаров. Минэкономразвития разрабатывает его – сейчас, по словам Чемерисова, он готов на 10%. ЕИС, которая серьезно облегчила бы проведение и контроль за госзакупками, не заработает в 2016 г., поскольку ряд необходимых правовых актов вступит в силу только в 2017 г., опасается гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро. Получить комментарии казначейства не удалось.

О том, что закон о госзакупках не работает в полную силу, писала и Счетная палата. Эффективность системы низкая, говорила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова в июне, не все механизмы контрактной системы заработали. Экономия на торгах снизилась по сравнению с 2013 г. всего на 2%, подсчитали в Счетной палате.

Минэкономразвития и само проводит мониторинг системы госзаказа, проблемы выявляются, но решаются медленно и не полностью, говорит Габестро. Существующая пока система планирования создает дополнительные сложности для заказчиков, не помогает потенциальным подрядчикам и поставщикам государства, сетует председатель правления НП «Экспертное сообщество профессионалов госзаказа» Екатерина Лезина.

Законодательная и нормативная база госзакупок сложная, она активно меняется, в ней есть нормы, которые по-разному трактуются контролерами, отмечает гендиректор «Электронных торговых систем» Евгений Эллинский. А ужесточающиеся требования к специалистам по госзакупкам и растущие штрафы вынуждают их уходить с рынка, отмечает он.

Пока контрактная система сформирована не более чем на 60%, оставшиеся 40% законодательных нововведений будут вступать в силу поэтапно до 1 января 2017 г., отвечает на критику Чемерисов. Меняющееся законодательство всегда проблема для тех, кто его применяет, но это лучше, чем законодательство с неустраненными проблемами, говорит он.

© Ведомости

Читайте также:
Минэкономики предлагает правительству новую схему работы электронных торговых площадок для госзаказа

Поделитесь