Минэкономразвития: при покупке непубличных компаний обязательная оферта не нужна

Требование выставлять обязательную оферту будет распространяться только на покупателей публичных компаний, следует из проекта Минэкономразвития с поправками в ряд законов (в том числе об АО). Документ опубликован на портале regulation.gov.

Сейчас покупатель акций ОАО при превышении порогов в 30, 50 и 75% капитала выставляет остальным акционерам обязательную оферту о выкупе их акций. В мае президент Владимир Путин подписал поправки в Гражданский кодекс, которые упраздняют деление акционерных обществ на открытые и закрытые. С 1 сентября вместо них будут публичные и непубличные компании. Основное отличие — наличие или отсутствие у компании листинга на бирже. В связи с этим и потребовались поправки в другие законы.

Все акционерные общества, у которых сейчас нет листинга акций, 1 сентября могут стать непубличными и к ним перестанут применяться нормы об обязательной оферте, беспокоится директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин. Таких АО очень много — это весь список RTS Board (акций, которые на организованных торгах не обращаются) — и у них много акционеров, рассказывает он. Подавляющее большинство ОАО по новым правилам будут считаться непубличными, согласен замруководителя департамента фонда «Сколково» Максим Распутин.

Чтобы избежать обязательных оферт при покупке акций в неторгуемых активах, компании используют разные схемы. Один из вариантов — быстрый выход (в течение 35 дней) из капитала сразу после покупки. В 2012 г. «дочка» «Мечела» «Мечел-транс» после покупки 73,33% обыкновенных акций порта Ванино перепродала 71,8% акций кипрским Sedmino Investments, Opern Trade и Travine Traiding. Эти три компании — структуры владельца «Мечела» Игоря Зюзина, рассказывал «Ведомостям» федеральный чиновник, знакомый с деталями сделки. «Газпром» при покупке газораспределительных организаций у «Роснефтегаза» (из купленных 72 организаций в 38 были миноритарии) признал продавца своим аффилированным лицом — сделки между связанными компаниями не требуют обязательной оферты. С принятием закона будет достаточно сослаться на то, что покупается непубличная компания.

Непонятно, почему новое деление компаний должно само по себе лишать акционеров права предъявлять акции к выкупу контролирующим акционером, удивляется Спирин. Смена или концентрация контроля в непубличных компаниях точно так же влияет на миноритариев, как и в случае с публичными организациями, возмущается он: «У них должны быть одинаковые инструменты защиты их интересов». Было бы правильно распространить требование об обязательной оферте на все компании, считает партнер King & Spal­ding Илья Рачков: «Миноритарии по определению более слабая сторона».

Нельзя сказать, что и сейчас права миноритариев нелистингованных ОАО надежно защищены, отмечает Распутин: цена выкупа определяется независимым оценщиком и часто существенно ниже рыночной. Механизм обязательной оферты не защищает даже акционеров публичных компаний, скептичен федеральный чиновник: «От него пытаются уклониться все». Новый подход соответствует международным стандартам — по Европейской директиве о поглощениях право на оферту есть только у миноритариев публичных компаний, говорит Распутин.

Как минимум необходимо, чтобы нормы об обязательном предложении продолжали применяться для всех компаний, которые были ОАО до 1 сентября, предлагает Спирин. Миноритарии непубличных компаний могут заключать акционерные соглашения с условиями, которые предусматривают специальную премию для акционеров при смене контроля, предлагает Распутин.

Читайте также:

Новые расходы миноритариев

Игорь Сечин должен миноритариям детали

Поделитесь