Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Минэкономразвития смягчило предложенные ограничения на сделки ВЭБа с офшорами

Минэкономразвития обновило проект поправок в закон о банке развития, которые запрещают ВЭБу сделки с офшорами. Запрет предложено не распространять на сделки с офшорными компаниями, бенефициаров которых невозможно определить, и на поддержку экспорта.

Лишить офшорные компании господдержки, в частности кредитов и гарантий ВЭБа, поручил президент Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному собранию. Минэкономразвития в первоначальной версии поправок распространило запрет на сделки не только с офшорными, но и с российскими компаниями, если бенефициар зарегистрирован в юрисдикции из черного списка Минфина.

ВЭБу приходилось помогать зарегистрированным в офшорах компаниям. Например, в кризис госкорпорация рефинансировала долги UC Rusal (о. Джерси), которая получила $4,5 млрд. Оформлять кредиты на иностранные структуры — требование кредиторов, объяснял бывший менеджер «Русала». В 2009 г. кредит в ВЭБе получал Альфа-банк, принадлежащий ABH Holdings Corp. (Британские Виргинские острова).

Полный запрет потребовал бы пересмотра многих инвестпроектов, в которых участвует ВЭБ, отмечает сотрудник госкорпорации, большинство российских компаний зарегистрировано за пределами страны из-за того, что «по российскому законодательству неудобно работать». Если ввести запрет, то работать ВЭБу будет не с кем, удивляется собеседник «Ведомостей».

Минэкономразвития к критике прислушалось. ВЭБ взаимодействует с нерезидентами, которые могут быть зарегистрированы в офшорах, признает замминистра экономического развития Николай Подгузов, но получить информацию о бенефициарах таких контрагентов технически не всегда возможно. Если это публичные компании, то их собственники могут исчисляться десятками тысяч, а состав ежедневно меняться, приводит он пример, или сам реестр акционеров может быть закрытым. Поэтому Минэкономразвития предлагает вывести из-под запрета сделки ВЭБа с компаниями, бенефициаров которых установить невозможно, объясняет Подгузов. Представитель ВЭБа от комментариев отказался.

Новая формулировка фактически разрешает все сделки, кроме случаев, когда известен офшорный выгодоприобретатель, считает управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Но и у раскрывшихся офшоров есть выход, успокаивает он: будет достаточно отдать акции российской компании в траст и запрет на сделки с ВЭБом уже не будет грозить. В сделках с офшорами у ВЭБа будут широкие возможности для маневра, согласна партнер PwC Наталья Кузнецова: если компания раскрылась, то выдачу ей кредита можно будет обосновать наличием российского выгодоприобретателя, в остальных случаях — сослаться на то, что информацию о бенефициарах получить невозможно.

«Россия начинает более прагматично смотреть на плюсы и минусы использования офшорных компаний и схем владения», — говорит Щекин. Решения все чаще принимаются под влиянием политической конъюнктуры, а не на основе анализа, отмечает сотрудник металлургической компании: «Вариант изначально был нерабочим, но соответствовал политическому заказу». То, что текст изменился, — заслуга экспертного сообщества, а не смена парадигмы, считает он.

Ведомости

Читайте также:

ВЭБ может получить от государства 370 млрд руб за год

Правительство обещает поддержать Внешэкономбанк лишь на десятую часть его запроса

Поделитесь