Минэкономразвития ухудшило прогноз развития экономики России из-за геополитического конфликта с Западом

Минэкономразвития скорректировало прогноз на 2014 г. и следующие три года, он станет основой проекта бюджета. Наиболее существенному изменению подверглись параметры 2014-2015 гг.: инфляция будет выше, сильнее, чем это виделось в мае, замедлится потребление, инвестиционный спрос останется слабым. Ухудшение прогноза связано с продолжением геополитической напряженности — прежний прогноз, сделанный в мае, исходил из быстрой деэскалации конфликта, пояснил директор департамента Минэкономразвития Олег Засов: «Мы надеялись, что уже со следующего года возобновятся существенные инвестиции, прежде всего частного сектора. Но мы видим сейчас, что ужесточились условия займов на внешних рынках, введены были дополнительные санкции, которые мы тоже не предполагали» (цитата по «Интерфаксу»).

Базовый прогноз роста экономики в 2014 г. не изменился — 0,5%. В начале лета, до введения США и ЕС секторальных санкций, министерство не исключало, что прогноз роста ВВП может быть повышен до 1%. Текущую ситуацию Засов охарактеризовал как «на грани рецессии». Тем не менее министерство рассчитывает, что экономика эту грань не перейдет, удержавшись во втором полугодии на нуле благодаря в том числе возобновлению закупок газа Европой и Украиной, а также хорошему сельхозурожаю, сказал «Ведомостям» Засов. Вариант рецессии по итогам 2014 г. не рассматривается, но есть, сказал он: «Рост может быть от 0 до 0,5%, в любом случае выше нуля. Риски помимо геополитических еще в том, что непонятно, как сыграет продовольственный рынок и что будет с инфляцией — ситуация нова и ее тяжело оценивать».

Прогноз по инфляции на 2014 г. повышен с 6 до 7-7,5%, на 2015 г. — с 5 до 6-7%. Ускорение роста цен на продовольствие, вызванное контрсанкциями России, добавит инфляции 1 процентный пункт в этом году и 0,5 п. п. в следующем, посчитали в министерстве; кроме того, в 2015 г. еще 1 п. п. инфляции добавит введение налога с продаж.

Ускорение роста цен негативно повлияет на доходы населения и на потребление. В 2014 г. рост зарплат поддержан индексацией зарплат бюджетникам, министерство даже несколько повысило годовой прогноз роста реальных зарплат: с 1,4 до 1,7%, однако по сравнению с итогами первых семи месяцев года — рост на 3,1% — снижение ожидается существенное, указывает Засов. Прогноз роста реальных зарплат на 2015 г. понижен почти на порядок (с 1,9 до 0,2%), реальных доходов — втрое (с 1,3 до 0,4%), что ведет к резкому замедлению роста розницы (до 0,6% в 2015 г. с 1,9% в 2014 г.). Минэкономразвития по-прежнему ожидает спада инвестиций в 2014 г. на 2,4%, прогноз их роста в 2015 г. понижен до 1,5% с прежних 2,4%. В итоге рост экономики в 2015 г. снижен вдвое до 1%.

В 2016-2017 гг. министерство ожидает нормализации геополитической ситуации и, как следствие, ускорения экономического роста до 3% в 2017 г. «Снизятся страновые риски, пойдет капитал, улучшатся условия займов, возрастет инвестиционный спрос, ускоряется и рост мировой экономики. Нет оснований проецировать текущую ситуацию на два-три года вперед», — считает Засов. Тем не менее последствия дестабилизации экономики будут ощутимы в течение всего прогнозного периода. В ближайшие три года ее рост будет ниже, чем прогнозировалось в мае, и по-прежнему будет отставать от роста мировой экономики (3,3; 3,7; 3,9 и 4% в 2014, 2015, 2016 и 2017 гг. соответственно). Ускорение роста внешнего спроса не окажет существенную поддержку российскому экспорту — прогноз его роста в 2016-2017 гг. снижен; а импорт, после серьезного спада в 2014 г. из-за снижения ввоза продовольствия и высокотехнологичных товаров, с 2015 г. возобновит рост, который будет превышать рост экспорта. Прекращения чистого оттока капитала из России Минэкономразвития теперь не ожидает в течение всего прогнозного периода. Динамика курса рубля — параметр, существенно влияющий на оценку доходов бюджета и потому предмет жарких споров с Минфином, — при этом оставлена без изменений: рубль ослабнет с 35,5 руб./$ в этом году до 38,8 руб./$ в 2017 г.

Замминистра экономического развития Андрей Ведев, недавно приступивший к своим обязанностям вместо покинувшего Минэкономразвития Андрея Клепача, обратил внимание на наличие второго варианта прогноза, как это ранее делал и его предшественник. По мнению Ведева, смягчение бюджетной политики окажет существенную поддержку экономическому росту, а с учетом крайне сложной геополитической ситуации особенно целесообразно повысить госрасходы в стратегически важное импортозамещение и инфраструктурные проекты. «У нас есть шанс развиваться не по базовому — или пессимистичному — варианту, а по умеренно оптимистичному. Мы считаем, что для этого помимо взвешенной политики необходимо определенное фискальное стимулирование», — сказал Ведев. В соответствии с умеренно оптимистичным вариантом инвестиции в 2015 г. могут вырасти более чем на 7%, а экономика — на 3,3% с последующим ускорением до 4,3% в 2017 г., что превышает мировой темп.

В Минфине умеренно оптимистичный вариант Минэкономразвития назвали мифическим: финансовое ведомство расходится с экономическим в оценке влияния госинвестиций на экономический рост, а в ответ на предложения увеличить дефицит бюджета указывает на отсутствие источников финансирования этого дефицита. Эффект фискального стимула будет недолгим, после чего развитие ситуации может оказаться хуже даже консервативного варианта Минэкономразвития, говорит директор департамента Минфина Максим Орешкин, приводя в пример опыт Бразилии, где рост госрасходов через два года привел к стагфляции — ускорению инфляции и рецессии, снижению кредитного рейтинга и необходимости ужесточать бюджетную политику в самый неподходящий момент.

Кроме того, Минфин считает слишком оптимистичным прогноз Минэкономразвития по цене нефти — $100/барр. в ближайшие годы. Она уже несколько недель ниже этого уровня, указывает Орешкин, нефтяной рынок испытывает избыточное предложение, что неблагоприятно с точки зрения поддержания уровня цен, — Ливия наращивает производство, стабилизируется ситуация в Ираке. Цена Urals держится ниже $100 уже несколько недель и не исключено, что к концу 2014 г. опустится до $90-95, говорит Орешкин. Тогда как даже по бюджетному правилу она должна быть порядка $96 в ближайшие три года — в такой ситуации речи о его смягчении вести нельзя. Ожидаемый в 2014 г. небольшой профицит сменится дефицитом, при этом из-за заложенного в бюджет ослабления рубля номинальный темп роста госрасходов возрастет с 3-4 до 10% в 2015 г., указывает Орешкин. Предложение увеличить госрасходы еще на 1% ВВП фактически означает увеличить займы в 2015 г. в 6 раз, примерно до $60 млрд, указывает он, это вызовет рост стоимости долга и сокращение ресурса для корпоративного сектора.

Читайте также:
Экономика России падает второй месяц подряд

Росстат зафиксировал нетипичный для конца лета рост инфляции

Поделитесь