Минэнерго ищет компромисс с энергетиками. Им оплатят не всю модернизацию

© Пресс-служба РСПП

Минэнерго, разрабатывающее новую модель энергорынка, пытается одновременно уменьшить ценовую нагрузку на потребителей и привлечь инвестиции в обновление генерации. Министерство может частично удовлетворить желания энергокомпаний, требующих дорогостоящих механизмов возврата инвестиций. Но при этом Минэнерго намерено резко ограничить список проектов, которым достанутся средства потребителей.

Минэнерго рассматривает компромиссный механизм поддержки генерирующих компаний, который оно готово допустить в новой модели энергорынка. Как рассказал "Ъ" источник в министерстве, субсидирование модернизации электростанций, на котором настаивали генераторы, будет проводиться только по указанию Минэнерго и "Системного оператора" (осуществляет диспетчерское управление единой энергосистемой). Кроме того, поддержка в виде механизма гарантированных инвестиций (МГИ) будет применяться ограниченно и только в переходный период.

Обсуждаются две модели будущего энергорынка. Условно консервативная модель (разрабатывают "Газпром энергохолдинг" и "Интер РАО") предусматривает сохранение действующей схемы договоров на поставку мощности (ДПМ) — механизма, при котором генератор обязуется ввести мощность к определенному сроку, получая в обмен от потребителей повышенные выплаты, гарантирующие возврат его вложений. Но существующие ДПМ предполагают в основном новое строительство, а предлагаемый "ДПМ-штрих" — модернизацию старых ТЭС. Объем программы оценивался в 18 ГВт.

Вторая модель — условно рыночная, разрабатывавшаяся под руководством главы набсовета "Совета рынка" Юрия Удальцова и поддержанная Минэнерго. В рамках нее генераторов к модернизации должны подталкивать рыночные механизмы, а не льготы по возврату инвестиций. Модель Удальцова изначально предусматривала возможность вмешательства государства в ценообразование только как экстренный вариант, для чего и был предусмотрен МГИ.

В ходе обсуждения МГИ, который теперь предлагает Минэнерго, пришел к следующему виду. "Во-первых, государство должно определить точки, где должна быть построена генерация, провести конкурс по привлечению соответствующих инвесторов,— рассказывал "Ъ" глава Минэнерго Александр Новак.— И во-вторых, если оно считает, что нужно обновить какую-то часть основных фондов — самые старые, в самом плачевном состоянии, то оно может представить такой МГИ для модернизации". По его словам, новую модель представят правительству до 1 сентября.

"Масштабной раздачи ДПМ на новое строительство не будет",— поясняет источник "Ъ" в Минэнерго, а уязвимые точки энергосистемы будут закрыты за счет актуализации существующих ДПМ. Кроме того, по словам собеседника "Ъ", Минэнерго оценит потребность в модернизации в российской энергетике до 2020 года, причем в список попадет не все старое оборудование. "Системный оператор" отдельно определит, что по своему техническому состоянию пригодно к эксплуатации, и эти мощности не будут заменяться за счет потребителя. Получившийся объем модернизации оценивается в деньгах, и эта сумма соотносится с возможностью потребителей ее оплатить, говорит собеседник "Ъ". Затем, пока не заработает рыночная модель, объем мощности будет выставляться на конкурс, где отбираются проекты с наименьшей себестоимостью.

Логично, что государство в рамках гарантированных инвестиций рассматривает не только новые мощности, но и предложения по модернизации, говорит старший аналитик БКС Игорь Гончаров. "И то и другое — долгосрочные капвложения, которые необходимы энергосистеме, но в нынешних ценовых условиях окупаются с большим трудом",— добавляет он. Но самих разработчиков консервативной модели предложения Минэнерго пока не устраивают. "С нами обсуждались несколько вариантов модели Минэнерго, но они явно были промежуточными,— говорит глава ГЭХ Денис Федоров.— Пока механизм МГИ с нами подробно не проговаривали, и те вопросы, которые у нас есть к модели Удальцова, не сняты". По его словам, в модели "ДПМ-штрих" увеличение тарифа пойдет на новое строительство и модернизацию, а куда оно пойдет в альтернативной модели, непонятно — никаких обязательств по расходованию ни у кого нет".

Коммерсантъ

Поделитесь