Минфин и Минэнерго согласовали параметры налогового маневра, которые должны понравиться Игорю Сечину

Минфин и Минэнерго согласовали параметры налогового маневра, которые должны понравиться Игорю Сечину. Цена вопроса в 2015 году — до 200 млрд рублей.

Минфин и Минэнерго согласовали новые параметры налогового маневра в нефтяной отрасли, рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника, участвовавших в обсуждениях. В министерствах не ответили на запрос «Ведомостей».

С весны в правительстве готовится налоговая реформа — резкое снижение пошлин на экспорт нефти (примерно до уровня Казахстана — $80 за тонну, сейчас в России — $385 за тонну) и компенсаторно резкое повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В начале июня Минфин и Минэнерго согласовали параметры маневра, но они не понравились президенту «Роснефти» Игорю Сечину — он пожаловался президенту, что от такого маневра пострадают новые проекты, прежде всего проект Восточной нефтехимической компании (ВНХК).

Правительство услышало коммерсанта: на очередном совещании первый вице-премьер Аркадий Дворкович поручил обоим министерствам подкорректировать параметры маневра, чтобы не обрушить маржу в нефтепереработке.

«Роснефть» предложила чиновникам совершить маневр за счет бюджета, его потери за три года в таком случае достигли бы 0,5 трлн руб. Чиновники предложения не приняли и выработали компромиссный, на их взгляд, вариант.

«Ведомости» ознакомились с ним. По предыдущему сценарию маневр был рассчитан на четыре года, по новому — на три. Он более выгоден для нефтегазовых компаний и приведет к выпадению доходов бюджета.

Пошлины на сырую нефть и НДПИ в новой версии почти такие же, как и в старой, и снижаются почти с той же скоростью. Но гораздо резче в 2015 г. снижаются пошлины на нефтепродукты — это и даст выигрыш НПЗ, уверены чиновники. Экспортная пошлина на все светлые нефтепродукты по первой, четырехлетней, версии снижалась в конце маневра (в 2018 г.) до 26%, а по новой версии, т. е. за три года, — до 30%, сообщает чиновник, но пошлину на дизельное топливо предполагалось уменьшать в 2015, 2016 и 2017 гг. до 52, 44 и 33% соответственно (сейчас ставка — 65%); а будет 48, 40 и 30%. Заградительную (90%) пошлину на бензин планировалось снижать в 2015, 2016 и 2017 гг. до 86, 65 и 50%, а теперь будет 78, 61 и 30%. Нефтепереработку поддержат еще и сильным снижением акцизов.

По прежней версии правительства, по завершении налогового маневра средняя маржа в отрасли снижалась с $55 за тонну до $22, по новой — до $30, указывает чиновник, знакомый с расчетами: это неплохой компромисс. Правда, только у компаний, которые успеют завершить модернизацию и довести глубину переработки примерно до 80%; а при глубине переработки примерно в 70% маржа будет по-прежнему падать до $20-15, признает он.

Бюджету за такую уступку придется заплатить. Первая проблема — дополнительные доходы, которые должны были бы поступить от 100%-ной пошлины на мазут, снизятся: в бюджет придет не 250 млрд руб., а, возможно, на 100 млрд меньше, оценивает один из чиновников. По новому сценарию Минфин планирует повышать пошлины на темные нефтепродукты постепенно (до 100% к 2017 г.), но появятся выпадающие доходы от резкого снижения акцизов и пошлин на светлые нефтепродукты, объясняют чиновники. Непонятно еще, чем наполнять дорожные фонды, основной источник которых — акцизы: возможный вариант — за счет части НДПИ, рассуждает один из них. Сколько именно недополучит бюджет, подсчитать трудно — открытых данных по поступлениям пошлин на мазут нет, указывает Александра Суслина из Экспертной группы.

Из-за реформы возникнет и вторая проблема — кассовый разрыв в бюджете, продолжает чиновник: сниженные пошлины начнут поступать на месяц раньше, чем повышенный НДПИ. Проблема будет только в 2015 г., но кассовые потери будут значительны — сумма может достичь 200 млрд руб., утверждают два федеральных чиновника, участвующих в обсуждениях маневра. Скорее всего около 120 млрд руб., считает их коллега.

НДПИ уплачивается до 25-го числа следующего месяца, т. е. в январе НДПИ будет платиться по результатам декабря; а пошлина уплачивается, как только товар вывезен и задекларирован, т. е. в январе будет платиться за январь, поясняет чиновник финансово-экономического блока правительства. НДПИ в 2015 г. должен платиться по ставке 775 руб. за тонну, а получится, что в январе будет заплачен по ставке текущего года (493 руб. за тонну), отсюда и возникает такой разрыв, заключает чиновник.

Чем можно закрыть эту дыру, пока непонятно — возможно, придется задействовать резервный фонд, рассуждает другой чиновник. Такой эффект действительно будет, подтверждает Суслина, но оценить его точно трудно. «Реформа очень сложная, и мы пока не понимаем, как она отразится на доходах, но мы будем пытаться не допустить снижения доходов», — говорит чиновник финансово-экономического блока правительства.

Новый маневр надо будет еще согласовать с Сечиным — и не факт, что даже такой компромисс может его устроить, беспокоятся чиновники. В «Роснефти» еще не видели новых параметров маневра, говорит представитель компании. На вопрос, устроит ли компанию снижение маржи в отрасли до $30, он отвечать не стал.

Из-за высокой доли добычи «Роснефть» больше всех компаний выигрывает от маневра, даже проект ВНХК не пострадает, так как согласно презентации компании у него высокая глубина переработки (до 96%), указывали чиновники Минфина и Минэнерго. К тому же Минфин подготовил и другую поддержку нефтехимии.

В среднем маржа переработки в Европе за последние пять лет варьируется от $15 до $40 за тонну, так что $30 попадает в этот интервал, оценивают в Московском нефтегазовом центре EY. По европейским меркам последних лет это неплохая маржа, но не для российских условий, подчеркивает гендиректор ВНИПИ нефти Владимир Капустин: в последние годы сделаны значительные инвестиции в капиталоемкую модернизацию нефтеперерабатывающей отрасли и, чтобы они окупились, маржа должна быть выше. Модернизация должна продолжаться, а с такой маржей привлечь новые инвестиции будет трудно, заключает эксперт.

Ведомости

Поделитесь