Минфин просят смягчить антиофшорный законопроект

©

Крупный бизнес не хочет отчитываться перед государством о своей собственности в офшорах. Компании подготовили свои замечания к законопроекту Минфина о контролируемых иностранных компаниях (КИК), полностью меняющие его концепцию. Их готовы поддерживать Торгово-промышленная палата, РСПП и «Деловая Россия».

«Русал», СУЭК, АФК «Система», «Норильский никель», «Соллерс», FESCO и «Ренессанс Капитал» через Торгово-промышленную палату пытаются изменить концепцию законопроекта Минфина, который сейчас проходит общественные обсуждения, рассказал РБК руководитель рабочей группы ТПП по управлению налоговыми рисками Павел Гагарин. Сегодня ТПП представит предложения бизнеса (есть в распоряжении РБК), которые будут направлены в Минфин, ФНС и профильным депутатам. РСПП и «Деловая Россия» имеют схожие позиции по этому вопросу, сообщили РБК представители бизнес-организаций.

Иностранная доля

Законопроект о контролируемых иностранных компаниях — ключевой документ министерства, который писался после начала кампании по борьбе с офшорным бизнесом. Новая для российского законодательства концепция КИК обязывает юридические лица и граждан, в существенной степени (от 10% уставного капитала) владеющих иностранным бизнесом в офшорах, сообщить об этом в налоговые органы и заплатить налоги с нераспределенной прибыли.

Бизнес считает порог в 10% неоправданно высоким и предлагает повысить его до 50%. Если сохранить его на уровне 10%, у компаний возникнут проблемы: собственникам, владеющим миноритарными долями в иностранных активах, могут отказать в получении первичной отчетности. «В большинстве стран ЕС данные записей учетных регистров составляют конфиденциальную информацию компании. Возможны ситуации, когда мажоритарный акционер не будет заинтересован в раскрытии информации какому-то одному акционеру», — предупреждают в ТТП.

Единый черный список

В своем проекте Минфин предлагает к уже существующему черному списку из 41 офшора добавить еще один список для применения правил для КИК. Бизнес предлагает составить единый список офшоров и отдать его формирование на откуп правительству. Предприниматели опасаются, что если оставить его в ведении Минфина, это позволит ему «менять его в зависимости от ситуации», что создаст высокий уровень неопределенности для налогоплательщиков.

За все время существования (с 2008 года) черный список Минфина меняли всего дважды: когда вносили Сейшельские острова и когда исключали Кипр, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Хотя в принципе изменить его довольно просто — достаточно приказа Минфина, добавляет он.

Эта ситуация не устраивает бизнес. «Перечень… должен утверждаться постановлением правительства. Также следует законодательно установить критерии (попадания в этот список)», — считают в ТПП.

«Мы не понимаем принципа, по которому будет формироваться перечень офшорных стран. Сегодня нам в качестве проекта предлагают список офшоров, утвержденных Казахстаном (подобная идея обсуждалась около года назад на различных экспертных площадках. — РБК). Не понимаем, почему в него включают Швейцарию и Люксембург», — говорит источник РБК в одной из компаний, подготовивших предложения.

Создание единого списка ослабит действие закона и усложнит включение новых стран, отмечает руководитель налоговой практики Baker Tilly Tax Services Рустам Вахитов. Должно быть несколько списков, так как они составляются для решения принципиально разных задач (налоговых, таможенных, для борьбы с отмыванием денег), считает Захаров.

ТПП предлагает не включать в список транзитные юрисдикции, с которыми у России есть соглашение об избежании двойного налогообложения (Кипр, Швейцария, Люксембург). Свою работу через эти страны бизнес объясняет более низким бюрократическим давлением, предсказуемостью законодательства и удобным выходом на международные рынки товара и капитала.

Бремя миноритария

Законопроект Минфина также обязывает россиян, которые владеют хотя бы 1% в КИК, сообщать об этом государству. Чиновники боятся, что собственники начнут дробить доли владения, и потому хотят иметь исчерпывающую информацию об их бизнесе за рубежом, объясняли ранее РБК эксперты. Бизнес считает, что это необязательно.

«На наш взгляд, это лишнее административное обременение. Информация или данные документов, которые должны указываться в соответствующем уведомлении, могут не предусматриваться национальным законом (других юрисдикций. — РБК), либо срок предоставления может значительно отличаться от российского», — говорится в предложении ТПП. Вводить обязательные уведомления о владении долями или акциями иностранных компаний пока преждевременно — у налоговиков сейчас нет возможности подтвердить или опровергнуть подобную информацию, а ее обработка может стать очень обременительной для ФНС, соглашается Захаров.

В Минфине вчера вечером не смогли оперативно дать ответ на предложения бизнеса. Представитель СУЭК отказался от комментариев, с пресс-секретарем «Русала» связаться не удалось, представитель «Норникеля» не смог предоставить оперативный комментарий.

РБК daily

Поделитесь