Минфину удалось отстоять фонд национального благосостояния (ФНБ)
7 Ноября 2013 00:00:00
Пресс-служба РСПП

Деньги на новые инфраструктурные проекты нашлись из-за проблем с проектом РЖД

Средства ФНБ — народное достояние и относиться к нему нужно осторожно, заявил вчера президент Владимир Путин на совещании об использовании фонда. Это подушка безопасности российской экономики, напомнил он, в кризис она уже пригодилась и нельзя целиком израсходовать фонд.

По данным Минфина, в ФНБ на 1 ноября — 2,8 трлн руб. В июне Путин пообещал, что 400 млрд руб. из фонда будут вложены в модернизацию БАМа и Транссиба, строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) и высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань. А в будущем до половины фонда можно направить в аналогичные проекты, заявлял Путин. С учетом размещенных на депозите в ВЭБе 628 млрд руб. примерно 40% фонда будет вложено в проекты реального сектора и выделять свыше 400 млрд руб. рискованно, говорил министр финансов Антон Силуанов. Средства на депозитах в ВЭБе считаться высокорискованными вложениями не должны, спорил министр экономического развития Алексей Улюкаев.

На совещании звучали предложения увеличить лимит до 50% и даже 60%, рассказал первый вице-премьер Игорь Шувалов, но президент решил сохранить действующий 40%-ный лимит. Он включает и те средства, которые уже размещены на депозитах во Внешэкономбанке, подчеркнул вице-премьер.

Однако средства на новые проекты были найдены. Это 150 млрд руб., которые планировалось выделить РЖД на магистраль Москва — Казань. Дано поручение дополнительно проработать финансово-экономическое обоснование, заявил Шувалов: проект «никто не закрывает», но правительство вернется к обсуждению, только когда будет точно понятно, сколько он стоит и в какие сроки вернутся инвестиции. Распоряжение о выделении по 150 млрд руб. «Автодору» и РЖД на строительство ЦКАД и модернизацию БАМа и Транссиба соответственно премьер Дмитрий Медведев подписал во вторник.

РЖД продолжит работу над обоснованием проекта и его инвестиционным меморандумом, передал «Ведомостям» через представителя гендиректор «Скоростных магистралей» Александр Мишарин. Другой источник, близкий к РЖД, считает, что проблемы проекта связаны с желанием Шувалова направить сэкономленные средства на развитие Московского авиаузла. Компания будет настаивать на обоснованности проекта, тем более что средства ФНБ — лишь 15% бюджета проекта.

Пока 150 млрд руб. можно направить на другие проекты, заявил Шувалов. Приоритет будет у «физической инфраструктуры» — транспортной, энергетической, подчеркнул он. Через две-три недели правительство представит президенту перечень проектов. В их число может войти развитие инфраструктуры Московского авиаузла, признал он, главное — чтобы проект был хорошо проработан.

Есть и другие предложения по развитию транспортной инфраструктуры, а вот проекты в недропользовании на совещании не поддержали. Есть вопросы и к проектам «Росатома»: поскольку средства ФНБ предлагается использовать для софинансирования зарубежных АЭС, проекты должны быть тщательно просчитаны, объяснил Шувалов. Один из возможных проектов — АЭС «Аккую» в Турции, рассказывал чиновник Минфина.

Проекты обязательно должны быть самоокупаемыми, каждый из них будет проходить утвержденную правительством процедуру отбора. Для принадлежащего ВЭБу Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) предусмотрена упрощенная процедура: чтобы обосновать обходимость использования средств ФНБ, достаточно решения наблюдательного совета РФПИ об участии фонда в проекте. У РФПИ хорошо получается привлекать средства в инфраструктуру, заметил Шувалов: и в дальнейшем к деньгам иностранных инвесторов будут «добавляться» средства ФНБ.

Важно, чтобы ФНБ не превращался в институт развития, подчеркивает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: это средства на поддержку пенсионной системы, при решениях о его использовании необходимо учитывать интересы пенсионеров. Если бы ими управляли сами будущие пенсионеры, они бы тоже стремились диверсифицировать портфель, например покупая различные валюты, продолжает он. Возможно, они бы покупали и инфраструктурные облигации, но для этого они должны быть оценены рынком, говорит Гурвич.

Ведомости

Поделитесь