Минкультуры и РАО раскритиковали идею Минкомсвязи об отмене бездоговорного управления правами
13 августа 2015 00:00:00

Минкультуры не поддерживает предложение Минкомсвязи об отмене коллективного бездоговорного управления авторскими правами, сообщил «Ведомостям» представитель пресс-службы Минкультуры. Министерство считает, что внедрение этой идеи негативно скажется на правообладателях: они перестанут получать причитающееся им вознаграждение, поскольку не смогут самостоятельно проконтролировать использование своих произведений в России и за рубежом (на ТВ, радиостанциях, в ресторанах, кинотеатрах и др.). От этой инициативы пострадают и вещатели, считает Минкультуры. Им придется заключать сотни лицензионных договоров с большим количеством организаций (сейчас заключаются договоры с двумя организациями: по авторским правам и по смежным правам), при этом каждая организация будет диктовать свои условия и размеры вознаграждения. Особенно пострадают радиостанции: их репертуар будет строго ограничен произведениями, на которые имеются лицензионные договоры, уверен представитель ведомства.

На днях Минкомсвязи опубликовало на портале regulation.gov.ru инициативу по реформированию системы защиты авторских прав в России. Оно предлагает полностью отказаться от бездоговорного коллективного управления правами. Сейчас общества по коллективному управлению правами собирают отчисления в пользу всех авторов, даже если эти авторы не подозревают о существовании таких обществ. Минкомсвязи предлагает сделать так, чтобы эти общества работали только по прямому договору с авторами и владельцами прав. Замминистра связи Алексей Волин объяснил необходимость такой реформы непрозрачностью действующей системы управления авторскими правами.

Авторский сбор

27-35% оставили нераспределенными в 2013 г. российские общества по коллективному управлению правами. РАО собрало 4,4 млрд руб. авторских отчислений, из них перечислило авторам 3,2 млрд. Российский союз правообладателей собрал в 2013 г. 3,4 млрд руб., а выплатил авторам 2,2 млрд. Всероссийская организация интеллектуальной собственности собрала 0,9 млрд руб., выплатила авторам 0,58 млрд.

В Минкультуры законопроект не поступал. Минкомсвязи еще только готовит поправки в Гражданский кодекс, говорил источник, близкий к этому министерству. Представитель Минкультуры подчеркивает, что Минкомсвязи не наделено полномочиями разрабатывать и вносить в правительство нормативные акты, затрагивающие сферу авторских и смежных прав, в том числе вопросы коллективного управления авторскими и смежными правами.

Гендиректор Российского авторского общества (РАО) Сергей Федотов передал «Ведомостям», что не согласен с позицией Минкомсвязи. Работающая в России система защиты авторских и смежных прав не уникальна, такие же модели успешно действуют в разных странах мира, говорит он. Именно такая система лучше всего защищает интересы авторов в нашей стране. Договорная система тоже кое-где работает, но она не является панацеей. Полный переход к договорной системе, который предлагает Минкомсвязи, по сути, возвращает авторов к ситуации хаоса 1990-х гг., когда в стране действовали сотни авторских обществ, многие из которых находились под контролем криминалитета, предупреждает Федотов. Бывали ситуации, когда такие организации просто испарялись вместе с деньгами авторов. Если таких обществ будет много, то государственный контроль за ними будет затруднен, считает гендиректор РАО.

РАО открыто для любых инициатив, направленных на повышение прозрачности работы общества, уверяет Федотов. Заявку на получение госаккредитации могут получать не только работающие сейчас общества по коллективному управлению правами. Если есть желание, экспертиза и понимание рынка, новые организации вполне могут попробовать получить аккредитацию, подчеркивает он.

Некоторые авторы недовольны работой обществ по коллективному управлению правами. Так, в прошлом году поэт-песенник Илья Резник сообщил, что за год он получил от РАО за свои песни всего 12 руб. В результате Резник изъял свои песни из каталога РАО. Игорь Матвиенко получил всего 72 руб. за трансляцию своих произведений на церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи, рассказывал «Ведомостям» директор Продюсерского центра Игоря Матвиенко Андрей Лукинов. А автор песни «Нас не догонят» и продюсер группы «Тату» Елена Кипер за трансляцию этой песни на открытии Олимпийских игр получила 450 руб.

Федотов из РАО говорит, что Резник еще в 2010 г. изъял большую часть своих прав из управления РАО и при этом регулярно требует с общества вознаграждение за них. Система коллективного управления авторскими и смежными правами не является обязательной – каждый автор может в любой момент изъять свои права из управления РАО и управлять своими правами самостоятельно, замечает он. Но тогда не стоит требовать от РАО вознаграждения, говорит Федотов.

«Сейчас доходы музыкантов от продаж музыки на физических носителях (CD, DVD) приближаются к нулю, а более 90% музыки в интернете является пиратской», – говорит управляющий партнер звукозаписывающей компании «Юнайтед мьюзик групп» Алексей Никитин. «В этой ситуации сбор отчислений через авторские общества дает нам возможность платить хотя бы какие-то роялти нашим артистам. Анализируя выплаты артистам, я вижу, что уровень отчислений со стороны таких обществ очень разный: одни песни приносят авторам десятки рублей в год, другие – десятки тысяч рублей», – рассказывает он.

Джазовый пианист Даниил Крамер говорит, что регулярно получает гонорары от РАО и у него нет по ним претензий: это не десятки рублей, они вполне соответствуют ожиданиям музыканта. «Законодательное регулирование деятельности таких организаций, как РАО, необходимо, но это не значит, что надо полностью отменять бездоговорное управление, ведь есть артисты, у которых нет времени заключать со всеми отдельные договоры, и их текущая система управления правами вполне устраивает. А переход только на договорное управление приведет к полному хаосу, как это было в 1990-е гг.», – резюмирует Крамер.

© Ведомости

Читайте также:
Минкомсвязи предлагает отказаться от бездоговорного коллективного управления авторскими правами

Поделитесь