На дороги не хватает

© Пресс-служба РСПП

Доходы региональных дорожных фондов могут сократиться в этом году на 100 млрд руб. Регионам не хватает денег ни на строительство новых дорог, ни на содержание уже построенных.

Доходы региональных дорожных фондов составят в 2014 г. 338,4 млрд руб., подсчитала ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «Радор» (материалы есть у «Ведомостей»). Это на 98 млрд руб. меньше, чем было в прошлом году — 436,4 млрд руб.

Основной источник пополнения региональных дорожных фондов — топливные акцизы, на них приходится свыше 70% поступлений. В 2012 г. правительство дифференцировало акцизы в зависимости от экологического класса топлива, чтобы стимулировать нефтяников модернизировать переработку. Росавтодор предупреждал: из-за медленной индексации ставок наиболее экологичного топлива в дорожных фондах образуется дыра. Причем проблемы будут обостряться, так как с 2016 г. оборот топлива класса ниже «Евро-5» будет запрещен.

Правительство не планирует до 2017 г. обсуждать повышение акцизов, говорили «Ведомостям» чиновники Минфина. Впрочем, в проекте «Основных направлений налоговой политики на 2015-2017 гг.» Минфин все же предлагает правительству в 2015-2016 гг. небольшую индексацию ставок для топлива классов «Евро-4» и «Евро-5», а с 2017 г. — более существенную: с 9500 руб. за тонну бензина «Евро-5» в 2015 г. до 10 858 руб. за тонну (уровень «Евро-4» в 2015 г.).

При нынешнем объеме региональных дорожных фондов регионам не хватит средств на содержание дорог и их строительство, указывает «Радор». Под угрозой выполнение указа президента об удвоении к 2018 г. объемов строительства новых трасс. Для этого регионам нужно в 2014 г. построить и реконструировать 1840 км автодорог, а уже к 2017 г. нарастить объемы до 2680 км, подсчитал «Радор». Поручение Путина уже не выполняется: в 2013 г. нужно было ввести в эксплуатацию 1741 км трасс, а удалось — 1528 км.

Проблемы региональных дорожных фондов возникли не только из-за низких темпов индексации акцизов, следует из материалов «Радора». Средства, которые могли бы идти на содержание и строительство, регионы тратят на погашение бюджетных кредитов и уплату налога на имущество. Некоторые регионы тратят деньги, которые должны идти на дорожное хозяйство, на другие цели, рассказывает федеральный чиновник. По его словам, были предложения потратить дорожный фонд на строительство метрополитена.

Минтранс разработал рекомендации, которые помогут регионам, рассказывает представитель Минтранса. Рекомендации одобрены правительством, в них перечислены возможные источники пополнения дорожных фондов: плата за парковку на местных дорогах, за присоединение объектов дорожного сервиса, за прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода, сборы с местных платных участков. Дополнительным источником могло бы стать повышение топливных акцизов, если такое решение будет принято, согласен представитель Минтранса.
На федеральном уровне увеличение субсидий регионам или появление новых источников пополнения их дорожных фондов пока не обсуждается, говорит сотрудник Росавтодора. Нужно повышать эффективность расходов, советует он. Резервы для экономии, указывает «Радор», например, — более жесткий контроль качества или новые технологии, которые позволяют строить дорогу быстрее, а ремонтировать реже.

Возможен и новый источник для наполнения фондов, настаивает «Радор». Росавтодор планирует взимать плату с тяжелых грузовиков (свыше 12 т) за проезд по федеральным трассам, но плату можно ввести и на региональных трассах. Опрос регионов показал, что против лишь 5%, остальные считают такую меру обязательной (60%) или возможной (35%).

Не стоит торопиться с введением платы в регионах, говорит федеральный чиновник: сначала надо запустить федеральную систему, к тому же в регионах пока нет нормативной базы для введения платы.-
Повышение налогов не выход — вырастет нагрузка на бизнес и это лишь ухудшит ситуацию в целом, даже если на короткое время удастся повысить объем дорожных фондов, замечает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Отсутствие средств на строительство дорог — еще один пример медленного движения России от стагнации к рецессии, заключает она.

Ведомости

Поделитесь