На Энергетическом форуме НРБ рассмотрели актуальные вопросы развития электроэнергетики

Обложка новости

14 февраля 2024 года в рамках Недели российского бизнеса прошел Энергетический форум.

Обсуждались вызовы, стоящие перед отраслью, и потенциал для ее дальнейшего развития.

В работе форума, который провел председатель Комиссии РСПП по электроэнергетике Михаил Андронов, приняли участие Президент РСПП Александр Шохин, председатель правления Системного оператора ЕЭС Федор Опадчий, директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Андрей Максимов, председатель правления ассоциации НП Совет рынка Максим Быстров, председатель наблюдательного совета ассоциации «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики» Александра Панина, директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев и другие.

Президент РСПП Александр Шохин отметил, что в прошлом году энергетика продемонстрировала высокий уровень устойчивости в сложных санкционных условиях.

«Те показатели роста ВВП, о которых мы в последнее время часто говорим, 3,6%, безусловно, потребовали стойкого функционирования и энергетического сектора», - сказал Александр Шохин.

Среди актуальных вопросов, стоящих перед отраслью, он назвал растущую потребность энергосистемы в новых мощностях, необходимость в долгосрочной стратегии развития электроэнергетики. Также требуется усиление взаимодействия регулятора как с поставщиками, так и с потребителями электроэнергии.

«При разработке стратегических документов очень важно иметь дорожные карты, которые определяют, что нужно сделать уже сейчас, чтобы можно было реализовывать долгосрочные цели. Среди таких долгосрочных целей, безусловно, актуальна тематика энергоперехода, достижение климатической нейтральности, реализация конкурентных преимуществ России в низкоуглеродной энергетике, проблематика майнинга», - подчеркнул Александр Шохин.

Председатель правления Системного оператора ЕЭС Федор Опадчий отметил, что в прошлом году максимум потребляемой мощности вырос на 10 ГВт по сравнению с 2022 годом.

В 18 региональных энергосистемах был превышен исторический максимум потребления электроэнергии на 5,2 ГВт. «И есть регионы-лидеры, в которых необходимо развитие генерации. Причем эти решения надо принимать уже сегодня. Помимо факта растущего потребления, у нас есть устойчивый рост новых заявок на техприсоединение», - отметил Федор Опадчий.

«Среднегодовой тем прироста потребления электроэнергии в СиПР224-2029 года оценивается в 2,04%. Это консервативная оценка запроса, который мы видим со стороны промышленности. На сегодня сформировались три зоны дефицита: Дальний Восток, Юго-Восточная часть Сибири и Юг России», - добавил Федор Опадчий.

Он отметил, что на сегодня с учетом интенсивного экономического роста на Дальнем Востоке перспективный дефицит в этом регионе на горизонте 2029-2030 годов составит не менее 1348 МВт, а с учетом решения задач обеспечения балансовой надежности для условий маловодного года и опережающего развития – до 1935 МВт. Так, в прошлом году на территории ОЭС Востока рост потребления электроэнергии составил 3,3% при среднем по стране 1,4%.

«Пока ОЭС Востока является неценовой зоной, мы не можем использовать принятый в стране механизм инвестирования новой генерации КОМ НГО. Поэтому для восполнения дефицита мощности и электроэнергии необходим взаимоувязанный набор решений – определиться с ценовой зоной и после этого проводить конкурентные отборы мощности, причем как на тепловую генерацию, так и на ВИЭ», – подчеркнул Федор Опадчий.

Он отметил возможность проведения на Дальнем Востоке расширенного «технологически нейтрального» конкурсного отбора новой генерации, который позволит покрыть часть потребности в электроэнергии с помощью ВИЭ, что, по его мнению, в данном случае может оказаться более эффективным, чем строительство традиционной генерации.

«Не все растущие энергетические потребности на Дальнем Востоке можно будет решить с помощью ВИЭ, но ввод до 2 ГВт СЭС и ВЭС – может быть вполне экономически оправданным решением», – сказал Федор Опадчий.

Кроме Дальнего Востока в России есть еще две территории, отнесенные к числу территорий технологически необходимой генерации. Это Юго-Восточная часть Сибири и Юг России.

Глава Системного оператора сообщил, что по ОЭС Сибири КОМ НГО уже стартовал, он должен быть проведен до 1 марта. По итогам конкурса будут отобраны наиболее экономически эффективные проекты строительства 1225 МВт новой генерации в Забайкалье, Бурятии и южной части Иркутской области.

Директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев сообщил, что для исключения возникновения дефицита электрической энергии и локальных дефицитов мощности в ОЭС Востока требуется не менее 1348 МВт мощности к 2029 году.

По его словам, на территории ДФО могут быть отработаны эффективные варианты компенсации локальных дефицитов электроэнергии новыми вводами ВИЭ-генерации в рамках технологически нейтрального КОМ НГО.

В числе преимущества ВИЭ-генерации, то, что такие проекты до пяти раз дешевле проектов строительства ТЭС, углеродная нейтральность и достаточно быстрые сроки строительства - до двух лет.

«При правильном планировании и интеграции ВИЭ-генерации в энергосистему нерешаемых задач нет, - отметил Алексей Жихарев. - Здесь мы обращаемся к механизму demand responds. Эффективное размещение по карте, где можно совмещать графики выработки ветро- и солнечных электростанций позволяет сглаживать отклонения».

Алексей Жихарев также отметил, что важно на долгосрочном горизонте переосмыслить комбинацию использования больших ГЭС и ВИЭ-генерации.

«На Дальнем Востоке за счет наличия крупных ГЭС возможно предоставление необходимого диапазона регулирования для закрытия дефицита электроэнергии за счет ВИЭ-генерации. Это можно транслировать и на другие регионы, где схожие характеристики в энергосистеме», - подчеркнул директор АРВЭ.

Председатель правления ассоциации «НП Совет рынка» Максим Быстров акцентировал внимание аудитории на рабочих инструментах для преодоления локальных дефицитов мощности. Речь идет о конкурентном отборе мощностей новых генерирующих объектов (КОМ НГО), прямых инвестиционных договорах между поставщиками и потребителями, а также о дифференцированных тарифах на электроэнергию.

При этом, по его словам, механизм КОМ НГО необходимо доработать так, чтобы за новую мощность платил не весь энергорынок, как раньше, а только те потребители, которым необходима мощность.

«Есть важный прецедент. Распоряжения Правительства по отборам проектов в Бодайбо и Юго-Восточной Сибири содержат список потребителей, в интересах которых будут строиться соответствующие проекты. Появляется практика определения финансовой ответственности заинтересованных потребителей. Вызовы, связанные, например, с майнингом, эти меры, конечно, не решают. Зато позволяют смягчить проблему затрат на строительство потенциально невостребованных мощностей», – подчеркнул Максим Быстров.

Он добавил, что для того, чтобы простимулировать ответственный подход к планированию потребления, необходимо ввести систему штрафов за неиспользование заявленной мощности.

Еще одним инструментом для преодоления дефицитов мощности могут стать двусторонние соглашения покупателей и поставщиков, то есть инвестиционные договоры.

«В этом случае вопрос, кому и сколько платить может быть решен без участия государственных регуляторов и без изменения условий и финансовой нагрузки для прочих потребителей», – сказал Максим Быстров.

Председатель наблюдательного совета ассоциации «НП Сообщество потребителей» Владимир Тупикин напомнил, что 45% существующих в России энергомощностей старше 45 лет. По его словам, до 2050 года нужно вывести из эксплуатации или заменить порядка 90 ГВт электрической мощности.

Он также уточнил, что дополнительный платеж, который предстоит сделать для этого составляет порядка 50 трлн рублей до 2050 года. Из них 33 трлн рублей являются непокрываемым инфляцией дефицитом.

«Проблема звучит еще более серьезно, когда мы понимаем, что эти средства надо где-то взять, - отметил Владимир Тупикин. - Очевидно, что надо искать пути совместного инвестирования с государством, точечных инвестиций».

Для этого он предложил рассмотреть внедрение альтернативы КОМ НГО - инвестиционный договор (ИД). Это разновидность СДД по купле-продаже электроэнергии и мощности с особенными условиями его регистрации, при наличии которых у потребителя формируется особый порядок покупки мощности на ОРЭМ.

Председатель наблюдательного совета ассоциации «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики» Александра Панина говорила о мерах снижения нагрузки на потребителей через различные механизмы инвестиций.

Среди них государственные субсидии, налоговые льготы, льготные кредиты по сниженной ставке, зеленые и низкоуглеродные сертификаты, долгосрочные двухсторонние договоры.

«Сегодня у нас в стране развитие электроэнергетики определяет централизованное планирование. Государство принимает решение о том, что строить, в каком объеме, на какую группу потребителей распределяется платеж, на каких условиях будет осуществляться возврат инвестиций. Ценовых сигналов рынка электроэнергии и мощности недостаточно для принятия решения инвестором о развитии генерации», - подчеркнула Александра Панина.

По ее мнению, возможной альтернативой может стать рыночное развитие электроэнергетики с гибким планированием, где ключевая роль принадлежит инвестору, принимающему риски и определяющему вид генерации для инвестиций, объем и место строительства и модернизации, контрагента для продажи электроэнергии и экономические условия.

Директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Андрей Максимов рассказал планах ведомства по развитию отдельных частей энергосистемы, а именно Юго-Восточной части ОЭС Сибири, ОЭС Юга и ОЭС Востока путем сооружения новой генерации к 2029 году.

Покрытие прогнозируемых дефицитов будет осуществляться на конкурсной основе в рамках механизма конкурентного отбора мощности новых генерирующих объектов (КОМНГО). Андрей Максимов напомнил, что параметры каждого отбора утверждаются Правительством РФ индивидуально.

«Это позволяет учитывать как специфику территории, на которой планируется провести конкурс, так и возможности транспортной, топливной и энергетической инфраструктур. При этом технологическая нейтральность конкурса позволяет участвовать в нем всем типам генерирующего оборудования и технологиям производства электрической энергии и мощности», – пояснил Андрей Максимов.

По его словам, по такому механизму ранее уже были реализованы проекты сооружения Сакской, Ударной ТЭС и Новоленской ТЭС. Сейчас в рамках этого же механизма проводится конкурсный отбор проектов по сооружению к 2029 году 1225 МВт новой генерации в Юго-восточной части ОЭС Сибири с предельным суммарным платежом за мощность с учетом возврата инвестиций 1,4 трлн рублей.

Андрей Максимов добавил, что большое внимание Минэнерго России уделяет росту цен на продукцию энергетического машиностроения и сервисное обслуживание энергетического оборудования.

«По статистике, собранной от генерирующих компаний, мы видим динамику темпов роста цен на приобретение нового оборудования: котлы угольные – 240 %, котлы газовые – 120 %, паровые турбины – 77 %, оборудование для перевода с ПСУ на ПГУ- 85 %, генераторы – 71 %, а также на сервисное обслуживание: газовых турбин от 45 до 177 %, паросилового оборудования от 30 до 180 %. На фоне таких темпов роста ряд генерирующих компаний обсуждают возможность отказа от реализации некоторых проектов модернизации с уплатой денежных штрафов потребителям», – пояснил он.

По его словам, на текущий момент в Минэнерго России на рассмотрении 17 таких проектов, совокупной установленной мощностью 2130 МВт.

Андрей Максимов также сообщил, что Минэнерго планирует разработать в течение текущего года Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2042 года, где будут учтены планы по развитию всех видов генерации, в том числе атомных электростанций и приоритетных гидроэлектростанций.

Стратегическая сессия форума была посвящена обсуждению долгосрочной стратегии развития энергетической отрасли.

Подводя итоги профессиональной дискуссии, председатель правления Системного оператора ЕЭС Федор Опадчий обратил внимание на то, что разрабатываемая в настоящее время Системным оператором Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики на период до 2042 года направлена на формирование наиболее оптимальной структуры генерации в стране.

«Разработка перспективных планов развития электроэнергетики должна проводиться с учетом территориальной распределенности, текущих доступных технологий, топливообеспечения, готовности отечественного машиностроения и других факторов. Такие долгосрочные стратегии позволят развивать машиностроение, а также сочетать планы по генерации с планами по развитию сетевой и газотранспортной инфраструктуры», – резюмировал Федор Опадчий.

Неделя российского бизнеса, которая проходила с 6 по 14 февраля, - ключевое мероприятие РСПП, в ходе которого формируются и обсуждаются предложения по актуальным направлениям взаимодействия государства и бизнеса.

Поделитесь