3 апреля 2024 года в Москве состоялся форум «БРИКС 2.0: новые страны и новые возможности», организованный под эгидой Международной торговой палаты в России. Участники мероприятия обсудили целый ряд актуальных вопросов повестки дня объединения БРИКС, в том числе развитие торгово-инвестиционного сотрудничества, перспективы создания единой цифровой платформы БРИКС, проблематику платежей и расчётов, таможенного сотрудничества, логистики, арбитража и другие важные темы.
В сессии «Взгляд в Будущее: Присоединение к БРИКС и развитие торговли» приняли участие Татьяна Монэгэн, генеральный секретарь ICC Russia, Андрей Терехин, торговый представитель Российской Федерации в Объединенных Арабских Эмиратах, Вед Пракаш Сингх, торговый представитель Индии в РФ, Рахими Мохсен, торговый атташе посольства Ирана в России, и другие. РСПП был представлен Сергеем Михневичем, управляющим директором Управления международного многостороннего сотрудничества и интеграции РСПП, исполнительным секретарём, членом Президиума Делового совета ЕАЭС.
В своем выступлении он подчеркнул, что экономическое измерение сотрудничества в БРИКС во многом совпадает со стратегическими приоритетами бизнеса. Деловое сообщество, безусловно, поддерживает такие аспекты российского председательства как содействие практической реализации Стратегии экономического партнёрства БРИКС до 2025 года и Плана действий по инновационному сотрудничеству на 2021–2024 годы, обеспечение энергетической и продовольственной безопасности, повышение роли БРИКС в международной валютно-финансовой системе, развитие межбанковской кооперации и расширению использования национальных валют во взаимной торговле.
Представитель РСПП обратил внимание участников сессии на ряд тем, играющих особую роль в дальнейшем развитии взаимодействия в рамках БРИКС и иных ведущих институтах глобального и регионального управления.
В условиях серьезных международных вызовов большое значение приобретает развитие новой архитектуры регулирования мировой торговли и инвестиций. Оно предполагает эффективную координацию международных усилий на ведущих международных площадках как с организационного, так и содержательного характера. В этой связи хорошие возможности открываются ввиду последовательного председательства членов БРИКС, Индии, Бразилии и ЮАР в институтах «Группы двадцати» в 2023, 2024 и 2025 гг. При этом в выстраивании и реализации повестки дня очень важно обеспечить привлечение бизнеса к данной работе, что в течение многих лет осуществляется РСПП в таких институтах как, например, «Деловая двадцатка» (B20) и Деловой совет ЕАЭС, а также многих других форматах. Еще одно направление - формирование независимой и самодостаточной системы международных платежей и расчетов. В БРИКС уже функционируют такие институты как Новый банк развития (НБР) и Пул условных валютных резервов БРИКС. Дальнейшему наращиванию возможностей будет способствовать развитие и комплексная реализация потенциала документов, подобных подписанным по итогам саммита БРИКС в 2012 г. Генеральному соглашению об общем порядке открытия кредитных линий в национальных валютах БРИКС и Многостороннему соглашению о подтверждении аккредитивов в рамках механизма межбанковского сотрудничества стран БРИКС.
Новые задачи также актуализируют необходимость развития институциональной структуры БРИКС. В их числе целесообразно отметить такие направления как создание сетевых торговых домов и клиринговых центров, совместных свободных экономических зон и иных инструментов стимулирования деловых связей, продвижение межрегионального сотрудничества, гармонизация и систематизация собственных подходов к регулированию, формирование собственных механизмов урегулирования экономических споров, независимых от действий внешних сторон, таких как сетевой арбитражный механизм БРИКС с участием постоянно действующих арбитражных институтов государств-членов ведущих интеграционных объединений дружественных и нейтральных государств.
Укрепление практического измерения интеграции также будет способствовать укреплению долгосрочного потенциала и привлекательности БРИКС на международной арене. Так, представляется возможным проработать вопрос развития механизма промышленной кооперации БРИКС с использованием опыта создания аналогичного механизма в рамках Евразийского экономического союза, сформированного при активном участии Делового совета ЕАЭС. И, разумеется, многосторонние договоренности должны подкрепляться активной работой в рамках двустороннего сотрудничества, что позволит в полной мере воспользоваться преимуществами, создаваемыми партнерством в БРИКС.