17 февраля 2025 года в рамках Недели российского бизнеса прошел Налоговый форум.
Обсуждались первые итоги «донастройки» фискальной системы в 2024 году и направления её развития в горизонте до 2030 года, в том числе инвестиционный фокус фискальной политики, обеспечение макроэкономической стабильности, внедрение института семейного налогообложения в контексте достижения целей национального развития, а также вопросы налогового администрирования.
В дискуссии, организованной Комитетом РСПП по налоговой политике, приняли участие Президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова, заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по бюджету и налогам Ольга Ануфриева, директор департамента налоговой политики Министерства финансов РФ Данил Волков, директор ИНП РАН Александр Широв, заместитель начальника Контрольного управления ФНС России Константин Новоселов, руководитель практики трансфертного ценообразования компании «Технологии Доверия» Наталья Козлова, заместитель директора направления «Социальные проекты», директор дивизиона семьи и демографии АСИ Григорий Сайфуллин, управляющий партнер юридической компании «Щекин и партнеры» Денис Щукин. Модератором дискуссии стала исполнительный вице-президент РСПП Мария Глухова.
Открывая форум, Президент РСПП Александр Шохин подчеркнул, что в фокусе внимания остается федеральный инвестиционный налоговый вычет.
«Сумма дополнительных сборов от повышенного налога на прибыль не идет ни в какое сравнение с ФИНВ, поскольку есть ограничение по объему, - отметил Александр Шохин. - Мы договорились донастроить его по итогам 2025 года, невзирая на макроэкономические особенности».
Президент РСПП акцентировал внимание на том, что бизнес-сообществу пока не удалось убедить органы власти полностью избавиться от специфических отраслевых фискальных решений. Однако одним из значимых достижений прошлого года стала непролонгация курсовой экспортной пошлины.
«Хотя непродление курсовой экспортной пошлины - знаковое решение. Это действительно соблюдение тех договоренностей, которые были на берегу», - отметил он.
Александр Шохин выделил ряд значительных изменений налогового законодательства с 1 января 2025 года.
«Появилась полноценная прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц с особым подходом в части налогообложения дивидендов и доходов по вкладам. Также изменилась система социальных вычетов. Можно сказать, что государство стимулирует инвестиционную активность граждан и вложения в будущее – в детей, в здоровый образ жизни. Увеличен налог на прибыль организаций до 25 %, что повысило востребованность такого инструмента поддержки как соглашение о защите и поощрении капиталовложений, где прописана стабилизационная оговорка», - сказал глава РСПП.
Он добавил, что запущена налоговая амнистия – те, кто последние три года прибегал к искусственному дроблению бизнеса будут освобождены от доначисленных налогов, пеней, штрафов в части дробления, которые они должны были бы заплатить по результатам проверок за 2022 - 2024 годы, но при соблюдении ряда условий. Мониторинг результатов применения амнистии, особенно с учетом корректировки режима УСН, должен показать, перевесит у бизнеса желание обелиться или, наоборот, спрятаться еще глубже, учитывая появившуюся обязанность платить НДС.
Среди других новшеств Александр Шохин отметил изменение налогообложения в части контролируемых иностранных компаний, появление туристического налога и новых акцизов.
По данным опроса РСПП, проведенного среди участников Налогового форума, из фискальных норм они отменили бы в первую очередь специфическую отраслевую нагрузку, а затем 50% ограничение на зачет убытков и повышение налога на прибыль.
«2025 год, безусловно, будет непростым. Если действительно завтра начнутся переговоры в Эр-Рияде по урегулированию конфликта на Украине, вполне возможно, что какие-то подвижки будут и в режиме санкций. Хотя мы понимаем, что баланс здесь не очень очевиден, но, тем не менее, элемент неопределенности есть. Мы всегда говорили в РСПП - чем менее определенная ситуация, непредсказуемая в глобальной экономике, тем большая определенность должна быть в экономической политике властей», - резюмировал Александр Шохин.
Заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова отметила, что все произошедшие изменения в налоговом законодательстве необходимо мониторить, чтобы выявить, какое влияние они оказывают на развитие предпринимательства.
«Чтобы не оказалось, что, делая экономически невыгодной концепцию дробления компаний, мы не пришли к тому, что компании пойдут в тень, - сказала Татьяна Илюшникова, уточнив, что параметры ФИВН сконструированы не под 100, а под 200 млрд рублей. – Буквально на последнем этапе обсуждения на площадке Белого дома удалось коллег убедить, что 100 млрд рублей – это не тот инвестиционный импульс, который может оказать существенное влияние, особенно в условиях высокой ключевой ставки».
Татьяна Илюшникова сообщила, что в Минэкономразвития разрабатывают законопроект, в котором для платформенной занятости будут определены признаки подмены трудовых отношений, в том числе - самозанятостью.
«В законопроекте по платформенной экономике планируется четко обозначить, что следует считать трудовыми отношениями, а что нет», - сказала она.
Татьяна Илюшникова подчеркнула, что сегодня также обсуждается сокращение субсидий, которые могут получить самозанятые, чтобы не поощрять «машинальную регистрацию статуса самозанятого».
По ее словам, сегодня необходимо создавать условия, чтобы «эти люди либо шли в найм, либо, соответственно, занимались теми видами деятельности, которые больше нужны в данный момент экономике».
«У нас как у Министерства экономики самозанятые находятся в сфере внимания, и мы видим, что на данном этапе развития Института количественные показатели, характеристики должны перерастать в качественные структурные изменения и, более того, быть основой для закрытия кадровой потребности среднего и крупного бизнеса», - пояснила Татьяна Илюшникова.
Заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Ольга Ануфриева сообщила, что общая сумма налоговых расходов бюджета из-за применения налоговых льгот достигает 13 триллионов рублей – это почти треть годовых доходов бюджета.
По ее словам, предложение РСПП расширить механизм федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ), по увеличению как отраслевого охвата для его применения, так и заложенных в бюджет лимитов, надо обсуждать с учетом складывающейся экономической ситуации в стране и эффективности такой государственной поддержки.
«Давайте вспомним, что у нас есть такая позиция, как налоговые расходы. Налоговых расходов у нас уже практически треть бюджета – практически 13 триллионов рублей. Но эффективны ли они? Давайте с этой точки зрения будем внимательно относиться к тем льготам, которые мы просим», – прокомментировала Ольга Ануфриева предложения РСПП.
По словам Ольги Ануфриевой, власти готовы обсуждать предложения бизнеса по снятию ограничений на зачет убытков при расчете налога на прибыль, но сначала необходимо оценить эффективность действующих льгот. «Может быть, если бы мы более внимательно относились к оптимизации расходов, к эффективности бюджетных трат в этой части, может быть, и 50% ограничение убытков можно было бы тоже рассматривать», – сказала она.
Директор департамента налоговой политики Министерства финансов РФ Данил Волков отметил, что изменения в налоговом законодательстве позволили в том числе создать фундамент для сбалансированности бюджетной системы, определив долгосрочные устойчивые источники финансирования расходов, в частности для реализации масштабной программы социально-экономического развития, определенной в Указе Президента.
Данил Волков напомнил, что Президент поставил задачу зафиксировать основные параметры налоговой системы страны до 2030 года, чтобы обеспечить стабильные предсказуемые условия ведения бизнеса, соответственно Минфин нацелен на реализацию этого поручения.
Он отметил, что в части корректировки налогового законодательства возможны изменения, направленные на решение точечных задач, в том числе по устранению неопределенностей в налоговом законодательстве и улучшению администрирования. Такие мероприятия предусмотрены в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
Комитетом РСПП по налоговой политике были представлены ключевые приоритеты в фискальной политики по мнению бизнеса. Помимо расширения применения ФИНВ и постепенной отмены ограничения на зачет убытков, в их число вошло стимулирование инвестиций через фискальные механизмы поддержки, ограничение размера пени по налогам ставкой 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, повышение определенности в части классификации движимого и недвижимого имущества и ряд других вопросов.
Директор ИНП РАН Александр Широв отметил, что сегодня в экономике накопились дисбалансы и ограничения, и она динамично меняется.
«Условия постоянно меняются, и финальной модели развития экономики не существует. Сегодня расходы федерального бюджета составляют 19,5% ВВП, из которых 8,5 % тратятся на оборону и безопасность, 3% - на социальную политику. В оставшемся очень небольшом диапазоне принимаются решения в том числе в рамках формирования нацпроектов. При донастройке налоговой системы 3,2 трлн дополнительных доходов, которые получит бюджетная система, это больше половины всех нацпроектов, которые по деньгам составляют 6 трлн рублей», - пояснил Александр Широв, поставив под сомнение необходимость дальнейшего повышения уровня налоговой нагрузки с целью «через бюджет разогнать экономику».
Он напомнил, что помимо налогов, существуют и другие инструменты, которые перераспределяют ресурсы от бизнеса к другим экономическим агентам, в том числе государству.
«Бюджетные расходы – это увеличение крупных инфраструктурных проектов, которые не создают потенциал роста в краткосрочной и среднесрочной перспективах, а приводят к перераспределению ресурсов в том числе через рост тарифов, цен, которые влияют на все виды экономической деятельности. С другой стороны, эти крупные инфраструктурные проекты создают спрос, и задача экономической политики состоит в том, чтобы сбалансировать эти элементы, и понять, что дальнейший уровень налоговой нагрузки, перекачивание через бюджет в эти инфраструктурные проекты дополнительных ресурсов – не самая эффективная политика», - пояснил Александр Широв.
Заместитель начальника Контрольного управления ФНС России Константин Новоселов предостерег бизнес от новой схемы дробления. С 2025 года компании, применяющие УСН, с доходом выше 60 млн рублей должны платить НДС. И разделение на несколько лиц ради ухода от этого обязательства будет считаться новым критерием дробления.
Он пояснил, что если все участники группы лиц применяют УСН и суммарные показатели доходов этой группы лиц в 2024 году превышают 60 млн рублей, но не превышают предельную величину доходов 450 млн рублей, то при желании сохранить применение упрощенной системы налогообложения с 01.01.2025 отказ от дробления может быть осуществлен путем перевода деятельности такой группы лиц на одно лицо с выбором обложения операций НДС по ставкам, предусмотренным пунктами 2, 3 или 8 статьи 164 Кодекса (5/7% или 20 (10)% соответственно).
Руководитель практики трансфертного ценообразования компании «Технологии Доверия» Наталия Козлова отметила, что с изменениями в налоговом законодательстве с 2024 г. существенно выросли штрафы и риски налоговых доначислений.
«Мы видим, что сегодня сильно возросли штрафы, и с учетом ставки налога на прибыль 25%, мы в рамках налоговой проверки можем оказаться в ситуации, когда налоговые доначисления и штрафы составят 58%. При этом широки требования раскрытия информации. Если мы посмотрим на новые уведомления о контролируемых сделках и на то, в каком формате в рамках контрольных мероприятий запрашивают информацию, мы видим, что раскрыться нужно достаточно детально. Не всегда это возможно, особенно в ситуации санкционного давления, перестройки системы логистики. Часто раскрытие такой информации может повлечь за собой опасность для созданной структуры. Бизнес не всегда способен в полном объеме выполнить требования, предъявляемые в рамках контрольных мероприятий, не создавая коммерческих рисков» - поделилась Наталия Козлова.
По ее словам, для дальнейшего развития подходов в этой сфере нужно продолжать диалог, и совместно с налоговым органом выработать рабочие подходы к подтверждению ценообразования с учетом ограниченной доступности запрашиваемой информации.
Возрастающие риски требуют проактивного подхода к управлению ими, и одним из способов управления такими рисками в будущем может стать ТЦО-мониторинг. ТЦО мониторинг предполагает использование выстроенной архитектуры режима налогового мониторинга для проведения налогового контроля в области трансфертного ценообразования в режиме реального времени.
Для успешного внедрения ТЦО мониторинга потребуется изменения в налоговое законодательство, а также дальнейшая совместная работа бизнеса, Министерства финансов РФ и ФНС России для проработки методологических подходов и доработки платформы налогового мониторинга для обмена данными о ценах
Заместитель директора направления «Социальные проекты», директор дивизиона семьи и демографии АСИ Григорий Сайфуллин представил концепцию семейного налогообложения.
«С учетом лучших международных и региональных практик, а также действующих правовых механизмов, АСИ сформировало пакет из 13 предложений по возможному внедрению подходов семейного налогообложения и настройке налоговой системы с позиции достижения национальных целей развития России в части народосбережения, поддержки семьи и многодетности. Сквозной принцип этих решений – прогрессивная поддержка семьи по мере увеличения количества в ней детей, учет жизненных ситуаций семьи и социальной справедливости, а также поддержка мотивации к активной трудовой деятельности. Все решения мы предлагаем смотреть с позиции семьи, работодателя и государства», - рассказал Григорий Сайфуллин.
По его словам, сейчас возможна ситуация, когда многодетная семья может иметь более высокую налоговую нагрузку, чем семья без детей или с меньшим их числом при равенстве совокупного дохода и иных условий обеих семей.
Среди представленных решений, например, расчет ставки по НФДЛ, исходя из среднего дохода родителей в семье с учетом количества воспитываемых детей или установление прогрессивной шкалы стандартных налоговых вычетов на детей с индексацией предельных значений доходов по вычету, предоставление права на использование имущественного вычета при приобретении недвижимости за второго супруга в многодетной семье, гармонизация условий транспортного налога с учетом потребностей многодетной семьи и другие.
Отдельного внимание заслуживают решения по развитию практик семейных предприятий, а также активное вовлечение работодателей в достижение национальных целей развития, в том числе посредством совершенствования налоговых стимулов для работодателей, поддерживающих работников с детьми и реализующих практики корпоративной демографической политики.
Управляющий партнер юридической компании «Щекин и партнеры» Денис Щекин заявил о необходимости создания собственной биржи криптовалют в России.
«Нужна биржа. Если бы ваша уважаемая организация (РСПП – прим.ред.) выступила в поддержку создания институциональных механизмов по продаже криптовалюты за рубли, то есть российской криптобиржи, это было бы большим плюсом. И котировки бы мы оттуда брали, и свободно могли бы продавать и покупать криптовалюту», - сказал Денис Щекин. Он напомнил, что по действующему законодательству криптовалюту можно легально обменивать на рубли, однако институциональной инфраструктуры в стране для этого нет.
При подготовке закона о налогообложении майнинга криптовалют участники рынка предлагали механизм, когда уполномоченный государственный орган будет публиковать котировки криптовалют для расчета налогов. Но эта идея не нашла поддержки. Властям пришлось принять тот факт, что на зарубежных площадках криптовалюта, добытая в России, торгуется с дисконтом: именно по этой причине для налогоплательщиков была предусмотрена 20% скидка к выбранной рыночной котировке.
В рамках общей дискуссии по итогам состоявшегося обсуждения было озвучено предложение о необходимости расширения применения пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 % субъектами МСП, относящихся к обрабатывающему производству, было предложено доработать перечень основных и дополнительных кодов ОКВЭД, утвержденных распоряжением Правительства России от 11.12.2024 № 3689-р, для более широкого охвата льготным тарифом видов производств готовых металлических изделий.
По итогам Налогового форума было решено продолжить донастройку механизма федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ) в качестве инструмента стимулирования инвестиций. Речь идет об увеличении лимита выделенных средств до 500 млрд рублей, росте отраслевого охвата ФИНВ и размера вычета с 3% до 10%.
Кроме того, РСПП продолжит диалог c Минфином России по снятию 50% ограничения на использование убытков прошлых лет, а также по ограничению размера пени по налогам ставкой 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ. Также совместно с Минфином будет начата проработка внедрения механизма семейного налогообложения.
Неделя российского бизнеса, которая проходит с 11 по 19 февраля, - ключевое мероприятие РСПП, в ходе которого формируются и обсуждаются предложения по актуальным направлениям взаимодействия государства и бизнеса.
ТАСС, «РИА Новости», «РГ Медиа», «Известия», «Ведомости» и «Коммерсантъ» в 2025 году выступают как генеральные информационные партнеры Недель. Генеральный радиопартнер НРБ-2025 – Business FM. Подробнее на сайте Неделя российского бизнеса.