29 октября 2025 года в рамках Международного форума-выставки «Российский промышленник – 2025» прошла сессия Комитета РСПП по международному сотрудничеству, посвященная налаживанию промышленной кооперации России и стран БРИКС.
В сессии, которую провел председатель Комитета РСПП по международному сотрудничеству Виктор Вексельберг, приняли участие Президент РСПП Александр Шохин, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Антон Шалаев, и.о. директора департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга РФ Ольга Коновалова, секретарь Партийного комитета и Исполнительный вице-президент CFIE, генеральный секретарь Промышленно-торгового альянса «Пояс и путь» (BRICA) (КНР) Сюн Мэн, президент инвестиционного фонда ОАЭ AIM Global Foundation Дауд Аль-Шезави, председатель Комиссии по науке и технологиям Стратегического совета по внешнеполитическим связям Ирана Сорена Саттари, председатель южноафриканской части Делового совета Россия-ЮАР Элиас Монаге, заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович, председатель подкомитета по развитию международного кадрового потенциала Комитета РСПП по международному сотрудничеству Сергей Кожевников, генеральный директор Агентства цифрового развития Алексей Мостовщиков и другие.
Президент РСПП Александр Шохин напомнил, что Деловой совет БРИКС, созданный по итогам V саммита БРИКС, действует с 2013 года в результате принятия Этеквинской декларациии.
«С 2013 года действует Деловой совет БРИКС, созданный по итогам V саммита БРИКС, состоявшемся в городе Дурбан (Южно-Африканской Республики) в результате принятия Этеквинской декларациии и Этеквинского плана действий.
Интересно, что южноафриканские коллеги решили назвать декларацию не Дурбанской – в честь города в провинции Квазулу-Натал, в котором происходил саммит, а Этеквинской – по наименованию городского округа Этеквини (англ. eThekwini Metropolitan Municipality), который включает в себя город Дурбан и прилегающие к нему населенные пункты.
За 12 лет работы Делового совета БРИКС приоритеты объединения прошли серьезную эволюцию. Если в первоначальной декларации речь шла в основном о таких направлениях, как инфраструктура, добыча полезных ископаемых и переработка сельхозпродукции, то сегодня в Деловом совете работают уже девять специализированных рабочих групп, среди которых, в том числе, группы по промышленной кооперации, цифровой экономике и профессиональной подготовке кадров. А по транспортно-логистическим вопросам действуют сразу две группы – по инфраструктуре и по региональной авиации.
Такой рост и расширение тематики показывают, что БРИКС действительно стал одним из ведущих элементов системы глобального управления. И нам важно использовать этот ресурс максимально эффективно, особенно учитывая необходимость лучшей координации нашей работы на различных многосторонних площадках, таких как ЕАЭС, «Деловая двадцатка» (B20), ШОС и АТЭС.
Нами накоплен достаточный потенциал, и мы видим объективную потребность в укреплении координации между различными многосторонними площадками. Это особенно актуально с учетом поддержки со стороны дружественных стран, а также конструктивных подходов деловых кругов из так называемых «недружественных» государств», - сказал Александр Шохин.
Он добавил, что на сессии присутствуют представители стран-основателей БРИКС – России, Китая, а также новые члены, такие как Иран и ОАЭ.
«Было бы неплохо подумать о том, как институционализировать многосторонний диалог между нашими индустриальными и иными партнерами, используя площадку БРИКС. Возможно, понадобится обратиться к нашим коллегам в других странах с предложением такого рода. Мы над этим думаем достаточно давно и, анализируя все саммиты БРИКС и резолюции рекомендаций деловых советов БРИКС, обращенные к главам государств, фиксируем, что существует порядка 8-10 ключевых направлений, которые так или иначе повторяются в каждом из председательств, - пояснил Александр Шохин. - Поэтому, наверное, было бы правильно закрепить их в виде постоянно существующих целевых групп, которые могли бы обеспечивать преемственность между разными председательствами не только в подготовке рекомендаций, но и в мониторинге их исполнения. Во-вторых, необходимо формулировать задачи на будущее, исходя из того, что удалось решить, а что нет, и по каким причинам».
В качестве еще одного направления многосторонней деятельности Александр Шохин назвал Евразийское экономическое пространство (ЕАЭС), где также действует Деловой совет, и РСПП координирует его деятельность со стороны Российской Федерации.
«У нас есть определенный опыт, связанный с финансированием промышленной кооперации в рамках Евразийского экономического союза. Существует специальный фонд для финансирования этой кооперации. Если три страны – члены Евразийского союза участвуют в тех или иных проектах, то из этого фонда оказывается поддержка на выгодных условиях, - пояснил глава РСПП. - Уже несколько проектов одобрено, и как минимум два могу назвать: это Муромский стрелочный завод, который получит поддержку для выпуска оборудования для высокоскоростных магистралей, начиная с магистрали Москва – Санкт-Петербург, и казахстанский завод Kazrost Engineering, который локализует производство кабин для комбайнов. Подобные проекты вполне возможно реализовывать и на территории БРИКС. На рассмотрении ЕАЭС находится уже почти полтора десятка проектов».
Александр Шохин отметил, что российскому бизнесу есть что предложить партнерам во многих областях, в том числе в новых. «Мы видим здесь большой потенциал для совместных проектов», - резюмировал он.
Секретарь Партийного комитета и Исполнительный вице-президент CFIE, генеральный секретарь Промышленно-торгового альянса «Пояс и путь» (BRICA) (КНР) Сюн Мэн говорил о перспективах развития промышленной кооперации в БРИКС.
«У нас есть основания считать, что потенциал, которым располагают страны БРИКС, позволяет с уверенностью смотреть в будущее. Сейчас идет глубокая интеграция в области ресурсов и производства. Кроме того, наше сотрудничество имеет прекрасную устойчивость против возможных рисков», - сказал Сюн Мэн.
Он добавил, что Китай готов поделиться своим качественным производством и улучшить индустриализацию в других странах, где это необходимо.
«Мы размещаем производство китайских автомобилей в России и развиваем, соответственно, поддерживающие виды промышленности. Кроме того, мы переходим от простой торговли к совместному НИОКР и пользуемся новыми возникающими возможностями в этой области», - подчеркнул Сюн Мэн.
Он предложил упростить процедуры инвестиций в рамках БРИКС, создать общую инновационную экосистему и сформировать платформы НИОКР-парков промышленного сотрудничества.
Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Антон Шалаев сообщил, что страны БРИКС активно интересуются российскими ГОСТами. Индия внедряет их в искусственном интеллекте, Китай и Иран - в других сферах. С 2020 года международный интерес к этим стандартам значительно вырос.
«В прошлом году, когда Россия занимала председательство в БРИКС, была разработана стратегия взаимодействия, предоставляющая странам альянса доступ к интересующим их стандартам друг друга. Индия активно интересуется и участвует в применении наших стандартов в сфере искусственного интеллекта, – отметил Антон Шалаев. - Помимо этого, широкий интерес к некоторым российским стандартам проявили китайские партнеры. В список взаимосогласованных стандартов вошли некоторые ГОСТы, касающиеся авиастроения, требований к угольной продукции, методов тестирования углей, создания цифровых двойников изделий, тестирования пищевых продуктов, таких как растительные масла».
Возможность прямого применения российских стандартов способствует продвижению отечественных технологий, пояснил Антон Шалаев. «У нас нет необходимости разработки новых стандартов, неких стандартов БРИКС. У нас есть возможность в рамках БРИКС изучать их, анализировать и продвигать наилучшие практики», - резюмировал глава Росстандарта.
Президент инвестиционного фонда ОАЭ AIM Global Foundation Дауд Аль-Шезави отметил, что члены БРИКС способны создать устойчивую экономику, которая может сопротивляться внешнему давлению.
«Мы вместе можем быть прекрасной промышленной державой. Ресурсы у России прекрасные, она может делиться с другими странами БРИКС и с остальным миром. Умения вести рынок — это Азия и Африка, которые замечательно умеют торговаться. Что касается технологических моментов, сейчас искусственный интеллект играет большую роль. Нужно овладеть технологией до того, как технология овладеет нами. ИИ будет отличным акселератором, который ускорит наше развитие, сделает его более устойчивым и защитит нас. Мы должны вместе создавать новые стандарты БРИКС в области IT-технологий. Наша задача - быть устойчивыми и независимыми, чтобы наши цепочки поставок могли выдерживать различные внешние шоки и удары», - сказал Дауд Аль-Шезави.
Председатель Комиссии по науке и технологиям Стратегического совета по внешнеполитическим связям Ирана Сорена Саттари также говорил о важности использования современных технологий. По его словам, их необходимо не покупать, а разрабатывать.
«Технологии не надо импортировать, не надо покупать их. Их нужно изучать и разрабатывать. Можно купить машины, но нельзя купить мастерство. Мастерство нужно выращивать в своем народе, в компаниях своей культуры. Перед тем, как идея станет рыночным продуктом, она всего лишь концепция», - сказал Сорена Саттари, добавив, что настоящие новые технологии - это всегда результат частных инвестиций в исследования, что должно поддерживаться как на государственном уровне, так и на уровне бизнеса.
«Правительство должно инвестировать в базовую науку, что сделает образование и обучение возможным, - пояснил Сорена Саттари. - А уже прикладные технологии должны смягчать риски частных инвесторов через налоговую политику. Роль государства — это не сопротивляться, а способствовать. Экономика должна быть дружелюбной экосистемой».
И.о. директора департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга РФ Ольга Коновалова отметила, что сегодня стоят задачи по увеличению точек российского индустриального присутствия по всему миру, росту торговых грузопотоков с дружественными странами с использованием международных транспортно-логистических коридоров, в том числе между странами-участницами БРИКС.
«За три года торговый оборот несырьевых и неэнергетических товаров между Россией и странами БРИКС вырос на более чем 55%, а экспорт почти на треть, на 29%, и продолжает расти. За 8 месяцев текущего года российский экспорт несырьевых и неэнергетических товаров в страны БРИКС составил порядка 34,8 млрд долларов, что на 20% выше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом порядка 75% такой продукции приходится на промышленные товары, экспорт которых за 8 месяцев 2025 года вырос на 35% в сравнении с предыдущим периодом», - сообщила Ольга Коновалова.
Она добавила, что основными двигателями промышленного экспорта в страны БРИКС стали отрасли цветной металлургии, машиностроения и минеральных удобрений. Географическими точками роста несырьевого экспорта среди стран БРИКС стали Китай, Индия и ОАЭ. За 8 месяцев текущего года объем поставок промышленных товаров составил чуть более 2,2 млрд долларов, что почти вдвое выше значения за аналогичный период прошлого года.
«По существующим прогнозам, и несырьевой, и неэнергетический экспорт России в страны БРИКС к 2030 году может вырасти более чем на 70% в сравнении с 2024 годом. Мы запустили создание зарубежной инфраструктуры по строительству российских промышленных мощностей за рубежом и развитию международных транспортно-логистических коридоров в Африку и Латинскую Америку, - рассказала Ольга Коновалова. - Раскатка новых маршрутов, перспективных для России, выступает еще одним драйвером роста для отраслевого экспорта. В числе приоритетных международно-транспортных маршрутов — из Балтийских портов и Санкт-Петербурга в страны Латинской Америки, в том числе и Бразилию; из Черноморских портов через Средиземное море и Красное в Африку, в том числе и ЮАР».
Генеральный директор Агентства цифрового развития Алексей Мостовщиков говорил о перспективах международного сотрудничества в сфере искусственного интеллекта.
«В рамках БРИКС мы видим точку приложения в том, что необходимо создавать маркетплейс решений в сфере искусственного интеллекта. Мы к этому уже приступаем, объединяем наши ресурсы и ресурсы передовых компаний других стран в этой сфере, стран БРИКС и не только, - сообщил Алексей Мостовщиков. - Мы видим в странах БРИКС потенциал в развитии цифровых платформ для поиска работы и инвестиций в проекты. Есть уже в России цифровые решения в этой сфере, а также решения в странах БРИКС. Будем работать над объединением этих решений».
Председатель южноафриканской части Делового совета Россия-ЮАР Элиас Монаге говорил о важности технологического перерождения БРИКС.
«БРИКС — это уже не просто формат. Опираясь на технологии, мы можем сделать технологический скачок. Мы прошли стадию расширения, теперь нужно переходить к стадии внедрения. И кто присоединился, и Иран, и Саудовская Аравия — это не просто символическое включение, это свидетельство того, что теперь мы уходим от намерений и переходим к общему конструктивному движению, к совместным системам, - сказал Элиас Монаге. - Южная Африка, вообще Африка в целом, готова предоставить свой человеческий потенциал, потому что у неё выгодная демографическая картина, и есть желание пользоваться новыми технологиями. БРИКС — это создание нового порядка, который бы отражал и нашу реальность, и нашу суверенность, и наши надежды и стремления».
Председатель подкомитета по развитию международного кадрового потенциала Комитета РСПП по международному сотрудничеству, ректор Института развития профессионального образования Сергей Кожевников подробно остановился на международной интеграции российской системы СПО.
«Индикатором того, что российская система СПО готова к международной кооперации, служат и результаты нашего международного исследования влияния профессионального образования на развитие потенциала стран БРИКС. Это исследование проводилось в рамках деятельности альянса БРИКС по сотрудничеству в сфере технического и профессионального образования, который продвигает СПО в мировом масштабе, - пояснил Сергей Кожевников. - По результатам исследования выделено несколько сквозных векторов развития системы, актуальных для всех стран БРИКС. В первую очередь это вовлеченность работодателей в национальные системы подготовки, цифровизация, развитие практикоориентированных механизмов и оценка качества. Каждая из стран реализует проекты по данным направлениям».
Сергей Кожевников подчеркнул, что в условиях глобализации производственных цепочек подготовка специалистов в системе СПО приобретает стратегическое значение для развития международных филиалов и совместных предприятий. Обучение специалистов среднего звена российским производственным стандартам позволяет создавать кадровый резерв для обслуживания российских промышленных активов за рубежом. Более того, возможность организации совместных программ СПО с зарубежными партнерами, когда часть обучения проходит в России на базе передовых производств, а часть в стране происхождения студента, создает механизм трансфера технологии и производственной культуры.
Заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович затронула вопрос экспорта российской системы независимой оценки квалификации.
«Сегодня можно говорить об экспорте российской системы независимой оценки квалификации. Уже сейчас порядка 11 стран, в том числе страны ЕАЭС и страны БРИКС, в частности, Индия, имеют экзаменационные площадки российских центров оценки квалификации. На этих площадках, фактически в странах исхода, можно пройти независимую оценку квалификации, сдать профессиональный экзамен и подтвердить, что квалификация соискателя рабочего места в Российской Федерации действительно соответствует российским требованиям и профессиональным стандартам, - сообщила Алла Факторович. - Но с нашей точки зрения более продуктивный и более перспективный сценарий – это сценарий, который связан с разработкой единых подходов или согласованных требований к квалификациям работников. Такой опыт в рамках ЕАЭС у нас уже есть. В области здравоохранения, образования и автомобильной промышленности подготовлены согласованные квалификационные характеристики. В разработке этих квалификационных характеристик принимали участие наши советы по профессиональным квалификациям и Национальное агентство развития квалификаций. Делалось это при поддержке Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Возможно, стоит выйти на создание международной рамки квалификаций, особенно в сегодняшнем мире, это было бы предельно актуально. Я бы хотела предложить в резолюцию сформулировать пункт о продолжении, а может быть, даже активизации работы с расширением круга участников, как отраслевых, так и стран БРИКС, стран ЕАЭС и других дружественных стран в развитии таких согласованных подходов как к содержанию квалификаций, так и к процедурам их подтверждения и признания».
Подводя итоги заседания, председатель Комитета РСПП по международному сотрудничеству Виктор Вексельберг отметил, что обширная повестка мероприятия продуктивно отразила взаимосвязанные важнейшие вопросы технологий, кооперации, развития промышленности: «В конечном счете, все, что мы с вами хотим делать и реализовывать, зависит от нас, от конкретных людей, которые являются участниками этих процессов. Здесь прозвучало много ценных и важных мыслей, но хотел бы вернуться к фразе, сказанной нашим южноафриканским коллегой: давайте делать. Каждый из нас на своем месте, насколько может, внесет небольшой вклад, и тогда у нас точно получится, и наше сотрудничество приобретет реально устойчивые и сильные форматы».
XXIХ Международный форум-выставка «Российский промышленник» проходит 29-31 октября в Санкт-Петербурге. В этом году она приурочена к 120-летию Минпромторга России. Организаторами «Российского промышленника» традиционно выступают Российский союз промышленников и предпринимателей, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Правительство Санкт-Петербурга.
