Одним из вопросов бюджетного совещания у президента Владимира Путина должна стать судьба поручений, которые Министерство финансов в 2016 году не имеет возможности оплатить расходами федерального бюджета. Десятки поручений и резолюций президента требуют 893 млрд руб. в 2016 году и чуть большие суммы — в 2017-2018 годах. По состоянию на вечер понедельника ведомство Антона Силуанова было способно учесть в бюджете-2016 резолюции президента на сумму 65,9 млрд руб.
Новые бюджетные проектировки в рамках подготовки бюджета на 2016-2018 годов будут сегодня предварительно обсуждены на бюджетном совещании у президента в Ново-Огарево. Базовым вопросом совещания будет стратегия расходования двух суверенных фондов — Резервного фонда и Фонда национального благосостояния — в рамках де-факто однолетнего бюджета и связанные с ним вопросы. Одним из них — помимо вопросов работы накопительного компонента пенсионной системы в 2016 году, предельному объему внутреннего долга, объему гособоронзаказа — Минфин впервые предлагает сделать исполнение указов, поручений и указаний Владимира Путина. Как утверждает источник "Ъ", близкий к правительству, в материалах к совещанию в Ново-Огарево Минфин приводит таблицу такого рода указаний главы государства, которые сейчас не учтены в бюджетных проектировках,— на них нужны дополнительные источники расходов или же от "расходов по резолюциям" следует в следующем году отказываться.
Напомним, поручения президента Владимира Путина, равно как и премьер-министра Дмитрия Медведева не добавляют стабильности бюджетному процессу. Глава государства почти еженедельно накладывает резолюции на обращения представителей разных ветвей власти в служебной переписке, дает прямые поручения, в том числе Минфину. Кроме того, указы президента также являются обязательными к исполнению. При этом при изменении экономических условий финансовые последствия для правительства могут меняться: так, в числе самых дорогостоящих майских указов 2012 года было предложено установить денежное довольствие военнослужащим не ниже ведущих отраслей экономики. Еще летом 2015 года предполагалось, что на эти цели бюджет в 2016 году потратит 406 млрд руб., однако в сентябре 2015 года стало понятно, что на буквальное исполнение этого пункта требуется еще 82,8 млрд руб.: судя по всему, в "ведущих" (то есть в случае с Россией — экспортоориентированных) отраслях экономики после девальвации рубля в 2014-2015 годах номинальные зарплаты выросли быстрее, чем ожидалось.
Лишь часть поручений, на которые ссылается Минфин,— либо "майские указы", либо следствия из них. Сама по себе проблема "майских указов" 2012 года уже решается — напомним, как писал "Ъ" 11 сентября, в начале августа вице-премьер Ольга Голодец обсуждала с подчиненными ведомствами перенос сроков исполнения указов в части увеличения зарплат учителям и врачам на 2018 год. Однако требуется и строительство новых школ, которые Владимир Путин пообещал строить совместно с регионами в конце 2015 года, и повышать зарплаты ФСИН. Мало того, новые поручения, не предусмотренные августовскими версиями бюджетных проектировок, появлялись именно в связи с сокращением бюджета: так, сокращающемуся штату МВД по указу президента от 13 июля 2015 года требуются на завершение оптимизации численности ранее не предусмотренные 9,4 млрд руб.
Минфин, по словам собеседника "Ъ", также приводит в порядке справки к первой таблице и список указов, поручений и распоряжений Владимира Путина, на которые деньги в бюджетных ассигнованиях на 2016-2018 годы все же были учтены. Это на порядок меньшие суммы: 65,9 млрд руб. на 2016 год, 60 млрд руб. на 2017 год и 55,4 млрд руб.— на 2018 год в 12 учтенных пунктах (не считая закрытой части на 6 млрд руб.). Самые дорогостоящие учтенные поручения — 37,1 млрд руб. в 2016 году на срочное решение проблем с пригородными электричками, 12 млрд руб. на госдотации автосборки во Владивостоке и 4,2 млрд руб. на подготовку проведения в 2019 году Универсиады в Красноярске.
В числе учтенных поручений — дотации археологическому заповеднику "Херсонес Таврический", создание "духовно-просветительских центров" и субсидия в 150 млн руб. на проведение Дней духовной культуры. Последние попросили провести у президента министр культуры Владимир Мединский, министр иностранных дел Сергей Лавров и патриарх Кирилл.
Большая часть "неучтенных" резолюций — схожего свойства. Так, нет 6 млрд руб. на выставочный комплекс "Красная площадь, д. 5" для Музеев Кремля, обещанных резолюцией в июне 2012 года, нет денег на проведение "Года кино" (2,4 млрд руб.), не хватает дополнительно 1,8 млрд руб. на перевозки высших должностных лиц, в том числе авиатранспортировку председателя Верховного суда РФ (и это не считая долга "Аэрофлоту" за такие перевозки в 125 млн руб.). Источники финансирования на создание препаратов на основе мускуса кабарги (240 млн руб.) отсутствуют так же, как и на создание реакторного комплекса ПИК (1 млрд руб.).
Отметим, что на практике суммы, выделяемые по резолюциям Владимира Путина, в год приближаются к 1 трлн руб.— часть поручений в финальный список Минфина не попали, в том числе, например, поручение строить учебный центр Госнаркоконтроля в Никарагуа, дворец спорта на 3,5 тыс. мест в Назрани и реконструировать Новодевичий монастырь за 1 млрд руб. в год.
Подавляющее большинство поручений и распоряжений, с приоритетностью которых в условиях сверхжесткой бюджетной ситуации Минфин предлагает определиться, датированы 2015 или концом 2014 года. Впрочем, для самого Владимира Путина ситуация с обязательностью превращения его резолюций в госрасходы станет, вероятно, сюрпризом. Большая часть поручений и резолюций президента на обращениях за госрасходами не содержит указаний "Выделить средства": это или "Прошу поддержать", или еще более сдержанное "Прошу проработать", "Прошу рассмотреть".
В условиях 2007-2013 годов любая более или менее позитивная резолюция президента на документе трактовалась Минфином как прямое поручение осуществить федеральные расходы, и к этому, видимо, привыкли все. Сейчас же Владимиру Путину предлагается сказать, сохраняются ли правила игры при $50 за баррель и ниже. Если резолюция "Согласен" по-прежнему значит то же самое, что год назад, президенту предстоит определить, какие бюджетные расходы сокращаются взамен. Стандартные способы, которые ведомство Антона Силуанова применяло для реализации поручений президента (перенос сроков других госрасходов, небольшое увеличение дефицита бюджета, игра с макроэкономическими параметрами), больше не работают.
Читайте также:
Правительство зафиксировало первые симптомы бюджетного кризиса