25 октября 2024 года в рамках международной научной конференции «Наука для государственного управления в России», организованной Президентской академией совместно с Санкт-Петербургским Федеральным исследовательским центром РАН, состоялась сессия «Председательство России в БРИКС – 2024: новые горизонты формирования многополярного мира». Участники сессии обсудили основные результаты российского председательства в объединении в 2024 г, а также обменялись мнениями относительно дальнейших направлений развития БРИКС в новых условиях. На заседании выступили Игорь Пилипенко, Директор Института конкурентоспособности и интеграции (НИИКИ) РАНХиГС; Екатерина Алисиевич, заведующая кафедрой международного и интеграционного права Института права и национальной безопасности (ИПНБ) РАНХиГС, Дмитрий Ежов, Начальник отдела международного сотрудничества Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Сергей Михневич, управляющий директор Управления международного многостороннего сотрудничества и интеграции Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), исполнительный секретарь, член Президиума Делового совета ЕАЭС, в.н.с. Центра Центральноазиатских исследований Института Китая и Современной Азии РАН.
В своем выступлении Сергей Михневич дал высокую оценку Казанской декларации саммита БРИКС, подчеркнув успешное завершение российского председательства в объединении. «БРИКС сегодня способствует синхронизации интеграционных инициатив и многостороннего сотрудничества своих членов на ключевых международных площадках, включая органы и организации ООН, «Группу двадцати», ВТО», – сказал представитель РСПП. Деятельность объединения, как показывает текст декларации, направлен не на демонтаж существующей системы, а на обеспечение устойчивого и эффективного международного взаимодействия с использованием ресурсов существующих форматов. При этом БРИКС занимает одно из ключевых мест в процессах их модернизации. Так, страны БРИКС считают определяющей роль БРИКС в процессе усовершенствования международной валютно-финансовой системы.
В целом проблематике финансово-экономического сотрудничества в Казанской декларации было уделено особое внимание. В числе отдельных «подтем» стоит особо отметить вопросы финансирования развития и урегулирования глобальной задолженности, развитие перспективных финансовых механизмов устранения инвестиционных разрывов, например, посредством смешанного финансирования и реализации инициативы по созданию новой инвестиционной платформы. Последняя позволит максимально задействовать существующую институциональную инфраструктуру НБР в целях увеличения притока инвестиций в страны БРИКС и механизмы Глобального Юга. Достигнут прогресс по деятельности трансграничной платежной инициативы БРИКС(BCBPI), которая [пока] является добровольной и необязательной. Стороны договорились обсудить и изучить возможность создания независимой трансграничной расчетно-депозитарной инфраструктуры BRICS pay, а также возможность создания независимой трансграничной расчетно-депозитарной инфраструктуры BRICS Clear, а также независимого перестраховочного потенциала БРИКС, включая компанию BRICS (Re)Insurance, с участием на добровольной основе.
В реализации целей устойчивого развития страны БРИКС выступают за учет национальных условий, возможностей и уровней развития при уважении национальных стратегий и приоритетов в соответствии с национальным законодательством. Это создает возможности для эффективного взаимодействия по широкому спектру повестки дня, которая в ходе российского председательства получила новый импульс к расширению. Так, в рамках российского председательства состоялась первая встреча министров транспорта стран БРИКС.
Еще одна важная тема, с точки зрения, максимизации потенциала БРИКС в мировой экономики и укрепления международного влияния объединения – углубление сотрудничества в области построения безопасных, надежных, стабильных, эффективных и открытых цепочек поставок, которые «имеют решающее значение для устойчивого развития». В Казанской декларации указано: «Признавая роль стран БРИКС как крупнейших в мире производителей природных ресурсов, мы подчеркиваем важность укрепления сотрудничества между участниками БРИКC по всем аспектам функционирования производственно-сбытовых цепочек и соглашаемся предпринимать совместные усилия для противодействия односторонним протекционистским мерам, не соответствующим положениям ВТО».
В данном контексте Сергей Михневич также обратил внимание на продвижение сотрудничества БРИКС в области минеральных ресурсов и проведение первой встречи глав геологических служб стран БРИКС, а также усилия по запуску Геологической платформы БРИКС как первого шага практического сотрудничества в области геологии и рационального использования минеральных ресурсов.
В числе ключевых отраслевых результатов работы БРИКС в 2024 году также выделяется инициатива российской стороны по созданию в рамках БРИКС зерновой (сырьевой) торговой площадки (Зерновой биржи БРИКС). В случае её успешного функционирования предполагается, что данный механизм получит развитие и охватит и другие сектора сельского хозяйства.
В заключении Сергей Михневич отметил, что серьезный недоиспользованный потенциал содержится в последовательном расширении вовлечения в процессы практического сотрудничества БРИКС делового сообщества. При этом укреплению возможностей будет способствовать также развитие связей Делового совета БРИКС с ключевыми партнерами за пределами объединения – «Деловой двадцаткой» (B20) и Деловым советом ЕАЭС, участие российского бизнеса в которых координирует РСПП. В частности, Сергей Михневич упомянул решение 24-го заседания Президиума Делового совета ЕАЭС по развитию механизмов бизнес-диалогов с ведущими партнерами по БРИКС и ШОС.