20 июня 2025 года на ПМЭФ состоялся бизнес-диалог Россия-Индонезия, на котором обсудили следующие вопросы: Что должны предпринять обе страны, чтобы системно развивать сотрудничество? Какие меры предпринимает Индонезия для расширения возможностей для иностранных инвесторов? Какие отрасли промышленности в России и Индонезии обладают наибольшей инвестиционной привлекательностью?
Модератором сессии выступил Президент РСПП Александр Шохин. Также в мероприятии приняли участие первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Денис Мантуров, Министр-координатор по экономическим вопросам Республики Индонезия Аирлангга Хартарто, первый Вице-премьер Правительства Казахстана Роман Скляр, председатель Торгово-промышленной палаты Республики Индонезия Аниндья Новьян Бакри, заместитель генерального директора по машиностроению и индустриальным решениям Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Андрей Никипелов, генеральный директор АО «ОХК УРАЛХИМ» Дмитрий Коняев, специальный представитель Президента Российской Федерации по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Борис Титов, президент PT Freeport Indonesia Клейтон Аллен Венас.
Открывая сессию, Президент РСПП Александр Шохин подчеркнул актуальность проведения бизнес-диалога с учетом итогов состоявшихся накануне переговоров президентов России и Индонезии, празднования 75-летия установления дипломатических отношений между Россией и Индонезией, вступления Индонезии в БРИКС в январе 2025 года, а также завершающей стадии согласования Соглашения о создании зоны свободной торговли между Индонезией и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС):
«Наш бизнес-диалог – это не просто попытка, как говорится, примериться к тому, что мы будем делать. Это уже планы по формированию дорожных карт, реализации тех соглашений, которые были достигнуты главами государств. Хотелось бы, чтобы здесь Правительства обеих стран и бизнес-сообщества энергично взялись за эту работу».
Говоря о росте российско-индонезийских отношений, Президент РСПП рассказал о том, что недавно разговаривал с деканом ИСАА МГУ Алексеем Масловым и спросил у него, какой иностранный язык студенты сейчас предпочитают изучать:
«Наверное, китайский, думал я. Оказалось, что уже индонезийский на первом месте. Так как с китайским языком уже много специалистов, то изучение Индонезии как наиболее динамично развивающейся экономики не только в азиатско-тихоокеанском регионе, но и во всём мире, становится более привлекательно».
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Денис Мантуров отметил, что у России и Индонезии есть возможность углубить диалог и расширить взаимовыгодное партнёрство:
«Наши страны объединяет курс на суверенное развитие, и это отражается в темпах экономического роста — по итогам прошлого года Россия и Индонезия вошли в число лидеров G20».
Также первый вице-премьер обозначил перспективы сотрудничества в строительстве портовой инфраструктуры и положительно оценил работу по соглашению о свободной торговле между ЕАЭС и Индонезией, охватывающему более 90% товарооборота:
«Сегодняшний приоритет — переход от классических торговых форматов к промышленной кооперации и цифровым финансовым инструментам. Это в полной мере отвечает политике России по развитию внешнеэкономических связей с иностранными государствами».
В завершение Денис Мантуров заявил, что Индонезия «вне всякого сомнения входит в число приоритетных партнёров» России.
Министр-координатор по экономическим вопросам Республики Индонезия Аирлангга Хартарто обозначил основные направления, по которым Россия и Индонезия могут успешно сотрудничать: «Это сотрудничество в сфере фармацевтики, возобновляемой энергии, атомной промышленности, а также важно обеспечить сотрудничество в финансовой сфере – вопрос проведения платежей между ЦБ России и Индонезии уже поднимался на встрече глав государств. Помимо этого, активно ведётся организация прямых рейсов между двумя странами».
Председатель Торгово-промышленной палаты Республики Индонезия Аниндья Новьян Бакри подчеркнул важность совместного создания экономики будущего — особенно в условиях геополитической нестабильности, климатических вызовов и технологических разрывов: «Такие форматы, как эта сессия, позволяют выработать устойчивые модели взаимодействия».
Глава ТПП Индонезии обратил внимание, что две страны могут активно взаимодействовать в кадровой сфере: «В связи с высокой рождаемостью в Индонезии, нам необходимо обеспечивать рабочими местами около 3-х миллионов человек в год, а российской экономике сейчас как раз необходимо большое количество кадров».
Заместитель генерального директора по машиностроению и индустриальным решениям Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Андрей Никипелов выступил на тему перспектив сотрудничества России и Индонезии в сфере атомной энергетики.
Представитель Росатома напомнил, что диалог по этой теме уже активно ведётся - в апреле этого года состоялась встреча в Джакарте. Индонезия поставила цель достижения углеродной нейтральности к 2060 году, и атомная энергетика, по его словам, наилучшим образом соответствует этим задачам: «Она экологична, стабильна и надёжна».
Андрей Никипелов сообщил, что «Росатом» передал индонезийской стороне концепцию возможного размещения объектов атомной энергетики, а также дорожную карту развития сотрудничества:
«Мы проанализировали энергосистему Индонезии, определили потенциальные площадки и передали всю информацию — теперь ждём решения, по какому пути двигаться».
Специальный представитель Президента Российской Федерации по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Борис Титов отметил, что Россия и Индонезия активно сотрудничают по продвижению Целей устойчивого развития (ЦУР). Совместно с международными партнёрами Россия инициирует проведение специальной сессии в ООН для обсуждения новой повестки развития после 2030 года, учитывая, что текущая программа ЦУР реализуется недостаточно эффективно. В то же время, Россия и Индонезия демонстрируют высокий уровень реализации ЦУР — 63% и более 50% соответственно, что значительно выше мирового среднего показателя в 17%.
Отдельно Борис Титов затронул тему расчётов и платёжных барьеров, отметив важность разработки «токенизированных» национальных валют, которые позволят отказаться от зависимости от фиатных валют и создать многостороннюю расчётную систему: «Участие Индонезии в этом проекте было бы крайне ценно».
Президент PT Freeport Indonesia Клейтон Аллен Венас поделился возможностями взаимодействия России и Индонезии в горнодобывающем секторе, в частности, добыче и переработке медной руды. По его словам, Индонезия входит в число стран-лидеров по запасам полезных ископаемых, а также демонстрирует стабильно высокий экономический рост, что делает страну надёжной и привлекательной для инвестиций.
Генеральный директор АО «ОХК УРАЛХИМ» Дмитрий Коняев отметил, что Индонезия является ведущим мировым производителем пальмового масла, а масличная пальма - это культура, критически зависящая от калия, но в Индонезии нет собственных месторождений калийных солей.
«Ранее мы обеспечивали до 25% индонезийского импорта калия, но с 2022 года из-за геополитических факторов наша доля снизилась до 10%. Мы активно сотрудничаем с государственными компаниями Индонезии, развиваем агрономические сервисы и работаем с плантациями, чтобы обеспечить устойчивое ведение сельского хозяйства. Поддерживаем подписание соглашения о зоне свободной торговли с ЕАЭС и надеемся, что это даст новый импульс для расширения сотрудничества», - сказал глава Уралхим.
Первый Вице-премьер Правительства Казахстана Роман Скляр подчеркнул, что соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Индонезией открывает новые возможности, но важно, чтобы конкуренция между странами ЕАЭС не была излишней и агрессивной: «На рынке ещё достаточно свободных ниш, и нам важно дополнять друг друга, а не бороться за одни и те же позиции».
В завершение сессии Александр Шохин напомнил, что в рамках ЕАЭС действует механизм поддержки промышленной кооперации, в котором должны участвовать как минимум три страны-члены Союза, и предложил представителям Правительств рассмотреть возможность подключать к механизму страны-партнёры, с которыми есть соглашение о свободной торговле.