Президент РСПП, Председатель Нацсовета при Президенте РФ по профквалификациям Александр Шохин провел сессию ПМЭФ «Квалификация будущего. Рынок труда и перспективные задачи подготовки кадров в условиях технологических изменений».
Обсуждались вопросы участия объединений работодателей и профессиональных сообществ в развитии системы профквалификаций, форматы взаимодействия государства и бизнеса в сфере подготовки кадров, роль корпоративных университетов в развитии механизмов непрерывного образования в практике современного бизнеса, гармонизацию систем профессиональных квалификаций на международном уровне.
В дискуссии приняли участие министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков, научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов, заместитель председателя Комитета РСПП по научно-образовательной и инновационной политике Михаил Попов, гендиректор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин, гендиректор «Северстали» Александр Шевелев, заместитель гендиректора РЖД Дмитрий Шаханов, первый заместитель гендиректора «ФосАгро» Сиродж Лоиков, заместитель гендиректора по персоналу и организационному развитию «Аэрофлота» Илья Перфильев, ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов, ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский, старший управляющий директор «Авито Работа» Артем Кумпель.
Президент РСПП Александр Шохин отметил, что недостаток квалифицированных кадров вышел на первое место среди ключевых ограничений развития не только конкретных компаний, но в целом рынка труда.
«Недостаток квалифицированных кадров вышел на первое место среди ключевых ограничений развития бизнеса. В рамках опроса, проведенного РСПП в 2023 году, его упомянули представители более двух третей компаний – в настоящее время это барьер номер один для развития бизнеса», – констатировал он.
Александр Шохин указал, что обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров входят сегодня в число наиболее значимых мер повышения производительности труда. Так ответили 89% опрошенных. Президент РСПП отметил, что в этих условиях возрастают требования к механизмам непрерывного образования на производстве, развитию корпоративных университетов, участию работодателей в разработке образовательных программ в вузах и колледжах. В этом компаниям и системе образования должны помочь налоговые стимулы и меры государственной поддержки.
«Речь может идти о расширении программ поддержки дополнительного профессионального образования. А также – об использовании повышающего коэффициента отнесения на себестоимость расходов на обучение сотрудников предприятий, по аналогии с затратами предприятий на НИОКР», – сказал Александр Шохин.
Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков проинформировал аудиторию о предстоящем изменении профессиональных стандартов для подготовки кадров.
«Мы понимаем, что нам необходимо максимально эффективно подходить к подготовке тех кадров, которые сегодня требуются в экономике. Именно поэтому сегодня мы уже совместно с представителями бизнеса активно работаем над синхронизацией образовательных и профессиональных стандартов», - сказал Антон Котяков.
Он согласился с тем, что в последние годы наблюдается «расхождение» между требуемыми бизнесу кадрами и выпускаемыми из учебных заведений специалистами и сообщил о запланированной «трансформации профессионального стандарта в двухкомпонентный профстандарт».
Министр уточнил, что первый компонент профстандарта будет отвечать за фундаментальные знания, а вторая часть будет «более маневренная, оперативно меняющаяся, соответствующая тем технологиям, которые используют конкретные предприятия».
«Основная идеология сегодня — жестким образом связать прогноз рынка труда с формированием контрольных цифр приема. Как для среднего профессионального образования, так и для высшего образования», — добавил Антон Котяков.
Также он сообщил о модернизации почти трети центров занятости в России.
«Сегодня порядка 30% центров занятости уже модернизированы, около 20 тыс. человек мы уже обучили», - заявил министр. Он напомнил, что модернизация центров занятости войдет в новый нацпроект «Кадры».
«Сам блок образования с подготовкой полупрофессионалитета как образовательного процесса и высшего образования как образовательного процесса найдут свое отражение в национальном проекте «Молодежь России». А в национальном проекте «Кадры» будут реализованы как раз кадровые потребности при формировании контрольных цифр приема», - сказал Антон Котяков.
Научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов предложил в рамках ведущейся работы по повышению гибкости системы профессиональных стандартов обеспечить распространение практики использования подуровней профессиональных квалификаций, обеспечивающих более точное описание требований работодателей к знаниям и умениям сотрудников.
«Что касается ситуации с профстандартами, которые сейчас плоские. Надо переходить к ступенчатым профессиональным стандартам», - заявил он.
Ярослав Кузьминов уточнил, что речь идет о четырех уровнях таких стандартов. Базовый или нулевой – квалификация без практики; первый, предполагающий наличие производственного опыта; второй, на котором работник занимается комбинированием различных технологий; и третий, самый высокий, при котором работник является организатором рабочих процессов, но не разработчиком технологий.
По его словам, сегодняшняя ситуация на рынке труда позволяет вовлечь в рабочие процессы всех желающих.
«Радикально ситуация на рынке труда меняется, безработица – 2,6%. Показатель безработицы в 2-3% будет в любом случае, даже при буме в сфере труда. Указанная безработица означает, что вовлечены все, кто хочет работать», - сказал Ярослав Кузьминов.
По его мнению, бизнес заинтересован в подготовке узкоспециализированных кадров для себя.
«Сегодня ситуация на рынке труда ведет к большой динамике, в том числе в базовых и средних коммуникациях. Отставание в зарплатах технологов и инженеров от того же IT-сектора составляет полтора раза. Бизнес заинтересован в максимально узкой подготовке кадров только для себя, чтобы сузить их мобильность, а работник заинтересован в обратном», - заявил Ярослав Кузьминов.
Заместитель председателя Комитета РСПП по научно-образовательной и инновационной политике Михаил Попов отметил, что опрос РСПП показал востребованность новых форм взаимодействия бизнеса, государства и образовательных организаций особенно по части специалистов, развивающих различные отрасли.
«Особенно востребованы инженеры-исследователи, инженеры-конструкторы – те, кто работает на будущее. Необходимо создание новых форм, таких, как научно-производственные объединения, технологические холдинги. Бизнес готов идти по этому направлению, но есть две проблемы, которые бизнес указывает в качестве тормоза внедрения таких объединений. Это отсутствие рынков и гарантированного спроса, отсутствие стратегических амбициозных задач государства по продвижению бизнеса в этом направлении», - сказал Михаил Попов, назвав НПО «хорошим инструментом», который ранее использовался в решении государственных задач.
Ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский напомнил, что ТГУ является одним из шести вузов, которые принимают участие в пилотном проекте по обновлению системы высшего образования в России. Проект предполагает несколько уровней высшего образования с вариативностью сроков обучения.
«После года дискуссий на разных площадках сообщества стало понятно, что, наверное, единственное внятное основание, которое позволяет на него опираться и не вызывает противоречий в сообществах, – это Национальная рамка квалификаций. В этом смысле мы сейчас с Национальным агентством развития квалификаций, с Министерством труда ведем большую работу по пересборке Национальной рамки квалификаций. При этом новая модель может быть сложена в том случае, когда мы пересоберем и сложим эту рамку с лидерами отрасли, потому что в отраслях она сегодня принципиально изменилась с учетом изменений технологического уклада», – сказал Эдуард Галажинский.
Он добавил, что внятно сформулировать заказ могут только лидеры отрасли, которые находятся на фронтире конкурентной борьбы и технологического развития.
«Высшее образование это 6-7-й уровни квалификации, более тонкая дифференциация - это описание квалификаций на основе трех параметров: сложность деятельности, ее наукоемкость и уровень ответственности. И получится, когда мы каждую позицию можем с отраслью декомпозировать, мы можем уже как образование оценить те трудозатраты, которые необходимы, и вместе с отраслью определить нормативные сроки обучения», – резюмировал Эдуард Галажинский.
Генеральный директор «Северстали» Александр Шевелев отметил, что в ситуации кадрового голода необходимо переобучать сотрудников, готовить кадры в школах и ссузах.
«Северсталь» поддерживает федеральный проект «Профессионалитет». Сейчас по программам «Профессионалитета» в металлургическом и технологическом колледжах Череповца обучается уже более 800 студентов. Мы ожидаем одобрения еще двух заявок – на создание кластера «Горное дело» в Карелии и кластера «Топливно-энергетический комплекс» в Вологодской области в 2025 году. Сокращены сроки обучения по ряду ключевых профессий. Это актуально для соискателей без необходимой квалификации. Например, раньше, чтобы получить квалификацию слесаря-ремонтника, необходимо было обучаться 5 месяцев, теперь освоить профессию можно за 3», - рассказал Александр Шевелев.
Заместитель гендиректора по персоналу и организационному развитию «Аэрофлота» Илья Перфильев отметил нехватку квалифицированных кадров в отрасли.
«В этот год будет достигнут очередной исторический максимум по пассажирским перевозкам. Пилоты наши всегда были востребованы на мировых рынках, иностранные компании с удовольствием переманивают наших высококвалифицированных пилотов. В 2026 году мы начнем получать новые типы воздушных судов российского производства, что потребует от нас еще большего количества пилотов, причем готовых, опытных», - поделился он.
Заместитель генерального директора РЖД Дмитрий Шаханов подтвердил серьезные изменения на рынке труда.
«Много говорим о кардинальных изменениях на рынке труда, ситуация реально острая. Мы как один из крупнейших работодателей ощущаем это на себе в полной мере. Особенно в связанных с Восточным полигоном направлениях, так как именно туда сейчас пошли грузопотоки», - сказал Дмитрий Шиханов.
Ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов отметил, что сегодня компании начинают активно инвестировать в исследования, которые могут быть быстро выведены на рынок. Резко выросла интенсивность технологических обменов между компаниями и университетами. Университеты становятся участниками экономических отношений.
«Эти процессы будут все больше экономически содействовать развитию университетов. Не всех, а тех, кто будет адекватен вызовам, кто сможет собрать компетентные коллективы и создаст экономический интерфейс для работы с компаниями», - сказал Дмитрий Ливанов.
Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин подчеркнул важность программ дополнительного профессионального образования.
«Мы видим во всем мире рост значимости программ дополнительного профессионального образования при подготовке кадров в общей системе развития квалификаций, потому что технологии быстро меняются. Надо помочь предприятиям реализовывать эти проекты. Кроме крупных компаний, помочь в первую очередь малому и среднему бизнесу. У нас есть очень хороший прецедент - это национальный проект «Производительность труда», - сказал Артем Шадрин.
В завершение заседания было отмечено, что российские компании продолжают фиксировать нехватку квалифицированных кадров по ряду направлений, прежде всего это касается рабочих профессий. При этом существует разрыв между потребностями экономики страны и специалистами, которых готовят учебные заведения. Для решения этих проблем планируется трансформировать профессиональный стандарт в двухкомпонентный с учетом фундаментальных знаний и нужд предприятий, а в национальный проект «Кадры» включить контрольные цифры приема в учебные заведения на основании анализа кадровых потребностей экономики, а также предусмотреть модернизацию служб занятости.
Петербургский международный экономический форум проходит с 5 по 8 июня. Тема форума в этом году: «Основа многополярного мира - формирование новых точек роста».