На пути совершенствования взаимодействия работодателей и системы образования

Проект Минобрнауки РФ «Передовые инженерные школы» считается один из самых успешных в части взаимодействия системы высшего образования и предприятий реального сектора экономики. Он направлен на формирование экосистемы, обеспечивающей оперативное взаимодействие работодателей и образовательных учреждений, максимальное сближение всех участников процесса через развитие соответствующей инфраструктуры внутри предприятий и вузов.

Перед передовыми инженерными школами стоят две основные задачи: разработка передовых технологий и подготовка инженерных кадров высшей квалификации.

И если в части организации совместной исследовательской деятельности особых правовых проблем нет, или они достаточно понятны, то в части подготовки новых кадров определенные правовые и организационные проблемы существуют и их преодоление возможно 

Осуществление образовательной деятельности на настоящий момент - это весьма жестко регламентированный и «неповоротливый» процесс. Более того, и действующие регламенты, и сформированная система управления этим процессом, включая разработку содержания образовательных программ, по многим параметрам не соответствуют ни запросам заказчиков, ни требованиям сегодняшнего дня.

Насколько возможно на базе Передовых инженерных школ начать формирование новой модели организации образовательного процесса по инженерным направлениям? Насколько готовы предприятия реального сектора экономики принимать участие в этом процессе? 

Решение этих проблем возможно лишь совместными усилиями бизнеса, государства и общества, прежде всего – на площадке РСПП. Требуется как создание институтов, обеспечивающих коммерциализацию проектов, находящихся на различных стадиях готовности, так и методическое сопровождение проектов путем разработки матрицы документов поддержки жизненного цикла инвестиционных и инновационных проектов.

Первой встречей, посвященной обсуждению этих вопросов, стало совещание в Ростех-сити, прошедшее 26 февраля 2024 года по инициативе Южного федерального университета. Во встрече участвовали представители Ростеха, ЮФУ, агентства по развитию квалификаций, эксперты. Со стороны Комитета РСПП по научно-образовательной и инновационной политике в совещании приняли участие президент ЮФУ Марина Боровская, генеральный директор НАРК Артем Шадрин, руководители аналитической и экспертной групп Комитета Артем Балякин и Александр Гордеев.

Обсуждались выгоды от формирования научно-образовательных кластеров для работодателей и образовательных учреждений. Представители ЮФУ предлагали использовать площадку ассоциации вузов Юга России для отработки перспективных механизмов кооперации по линии вуз – предприятия реального сектора. Основное внимание уделялось проекту «Передовые инженерные школы» (ПИШ) - особенностям его реализации и перспективам масштабирования успешных практик.

Подчеркивалось, что деятельность передовых инженерных школ должна быть ориентирована на запросы индустриальных партнеров проекта. Для этого было предложено преобразовать требования высокотехнологичных компаний - партнеров ПИШ - в описания востребованных квалификаций, которые используются ПИШ для быстрой подготовки образовательных программ. Ожидается, что такой подход позволит сократить срок разработки образовательных программ, сформировать комплекс новых навыков, знаний и умений, необходимых работникам.

Участники обсудили применение программ ПИШ, подтвердивших высокую эффективность подготовки кадров, в качестве основы для формирования и/или актуализации профессиональных стандартов. При этом разрабатываемые на основе программ ПИШ профстандарты должны быть максимально адаптированы под потребности бизнеса.

Участники совещания обсудили возможность проведения совмещенной процедуры государственной итоговой (промежуточной) аттестации и независимой оценки квалификации для вновь разработанных профессиональных квалификаций в передовых инженерных школах и потенциальных партнерских вузах. Было озвучено, что одним из практических шагов по оптимизации деятельности ПИШ и ее приближении к запросам индустриального партнера могла бы стать интеграция в деятельность ПИШ элементов Национальной системы квалификаций.

Выводы и предложения по итогам мероприятия будут использоваться в работе Комитета РСПП по научно-образовательной и инновационной политике, в деятельности клуба индустриальных партнеров передовых инженерных школ. Ожидается, что предложенные механизмы построения эффективной экосистемы взаимодействия бизнеса и образовательных учреждений посредством создания технологических кластеров найдут свое применение как в ходе реализации программы «Передовые инженерные школы», так и в других проектах, направленных на достижение технологического суверенитета.

Поделитесь