На сессии РСПП в ходе экономического и гуманитарного форума «Россия – Африка» обсудили возможности ведения бизнеса на африканском континенте

Обложка новости

27 июля 2023 года Президент РСПП Александр Шохин провел в рамках деловой программы Экономического и гуманитарного форума «Россия – Африка» сессию «Ведение бизнеса в Африке: риски, условия и возможности».

Обсуждались вопросы сотрудничества как с африканскими партнерами, так и между российским бизнесом в странах Африки; диверсификация мер поддержки со стороны государств; развитие нормативно-правовой базы, валютно-финансовой и логистической составляющей; устранение различных барьеров, препятствующих торговле.

В дискуссии приняли участие первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков, генеральный директор РЖД Олег Белозеров, президент ТПП РФ Сергей Катырин, министр инвестиций и международного сотрудничества Республики Судан Ахлэм Медани Махди Сабил, комиссар по региональному планированию и инфраструктуре комиссии Экономического сообщества центральноафриканских государств Мари Терез Нгаконо Эпсе Мфула Эджомо, главный экономист Афрэксимбанка Ипполит Фофак, президент АВТОВАЗа Максим Соколов и другие.

Президент РСПП Александр Шохин отметил, что присутствие российского бизнеса в африканских странах неравномерно. По данным опроса РСПП, лишь 16% респондентов осуществляют экспортную деятельность в страны Африки, 12% - импортируют продукцию из африканских стран. При этом треть опрошенных не знают о каких-либо конкурентных преимуществах своей продукции на Африканском континенте.

«Согласно опросу РСПП, наибольший интерес с большим отрывом представляют ЮАР и Египет. Далее идут Алжир, Марокко, Уганда, Нигерия, Тунис, Ангола, Кения, Эфиопия, Танзания. Эту тенденцию подтверждают данные ЮНКТАД, согласно которым, только с тремя африканскими государствами среднегодовой объем российской торговли превышает 1 млрд долларов. Это Египет, Алжир и Марокко. А с Сенегалом, Южной Африкой и Нигерией – 500 млн долларов», - сказал Александр Шохин.

По его словам, не используются и возможности действующих в Африке особых экономических зон.

«У российского бизнеса уже есть опыт локализации своего производства и выхода на зарубежные рынки через предоставляемые ОЭЗ возможности, например, с Китаем, ОАЭ, Ираном, Кубой. Здесь (в Африке – прим. ред.) мы тоже рассчитываем на такого рода механизмы. В частности, может быть задействована сегодня упомянутая Президентом Владимиром Путиным (в ходе выступления на пленарном заседании саммита – прим. ред.) российская индустриальная зона в Египте в районе Суэцкого канала», - подчеркнул президент РСПП.

Он добавил, что серьезные проблемы создает дисбаланс в торговле (около 20 млрд долларов в пользу РФ). Есть пробелы в договорно-правовой базе (защита инвестиций, региональные торговые соглашения и т.п.), проблемы в логистике, в информационном обеспечении.

Александр Шохин отметил, что российский бизнес понимает необходимость новых подходов к сотрудничеству в текущих условиях.

Министр инвестиций и международного сотрудничества Республики Судан Ахлэм Медани Махди Сабил рассказала о программах страны по привлечению инвестиций в экономику.

«У нас много проектов для привлечения инвестиций из-за рубежа, в том числе из России. Речь, в частности, идет о проектах в области энергетики и сельского хозяйства», - сказала министр.

Первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков обозначил проблемы и перспективы выхода российского бизнеса на африканский рынок.

«В чем причина низкого уровня заинтересованности российских компаний в африканском рынке? Во-первых, очень большой эффект инерции, потому что до февраля прошлого года бизнес шел и работал там, где более предсказуемая прибыль, на рынках Европы и Америки. Сегодня российский рынок должен преодолевать эту самую инерцию. Африка – это рынок, на котором риски будут компенсироваться высокими прибылями. Основная задача государства и бизнеса – научиться работать на этих рынках. Необходима поддержка в рамках импорта-экспорта, возможно, какие-то коэффициенты, повышающие для субсидирования логистических затрат, нужна политика для формирования страхового покрытия. Мы исходим из того, что должны быть опорные хабы, опорные точки для бизнеса логистические и финансовые», - сказал Василий Осьмаков.

Комиссар по региональному планированию и инфраструктуре комиссии Экономического сообщества центральноафриканских государств (ЭСЦАГ) Мари Терез Нгаконо Эпсе Мфула Эджомо пояснила, как осуществляется сотрудничество стран региона на реке Конго, где идет строительство мостов, и развиваются энергетические проекты, затрагивающие Центральноафриканскую Республику и Бурунди.

«В странах Африки достаточно предложений и возможностей для потенциальных участников и инвесторов, в частности, в сфере воздушного, водного и железнодорожного транспорта», - сказала комиссар.

Генеральный директор РЖД Олег Белозеров подробно остановился на возможностях РЖД по доставке грузов в Африку.

«Потенциал развития отношений намного больше, чем есть сейчас», – сказал он. РЖД готовы делиться с африканскими коллегами своими компетенциями – это не только перевозки, но и логистика, инжиниринг, управление железными дорогами, транспортное машиностроение, НИОКР, обмен опытом и подготовка кадров.

Олег Белозеров уточнил, что экспортные грузы из России (в этом году по внешнеторговым маршрутам перевезено 280 млн тонн грузов, прирост 3%) идут через порты, связанные с железными дорогами. В первом полугодии, по данным РЖД, хороший показатель по перевозкам продукции в адрес Африканского континента – прирост на 53%, перевезено более 7 млн тонн. Основная номенклатура – зерно (свыше 3,6 млн тонн), руда, химикаты и нефтяные грузы. География перевозок – ЮАР, Алжир, Тунис, Марокко и другие страны.

«Если бы не было искусственных несправедливых ограничений, мы могли бы перевезти в порты намного больше необходимой продукции для стран Африканского континента, – сказал Олег Белозеров. – Мы открыты к сотрудничеству, и разница в ширине колеи нам не мешает, мы работаем с разными стандартами колеи, готовы ее обслуживать и строить, чтобы получить максимальный эффект, при этом предпочитаем продвигать свою – 1520 мм».

Председатель Совета директоров контейнеровозной компании FESCO Андрей Северилов сообщил, что компания, ранее работавшая главным образом на Дальнем Востоке, теперь запустила прямую контейнерную линию Санкт-Петербург-ЮАР.

По словам Андрея Северилова, в России необходимо создать единый координационный орган, который будет решать задачи продвижения российских компаний в Африке.

«Пока у нас нет единого окна для решения вопросов по развитию бизнеса на африканском континенте. Многие вопросы решаются разрозненно. Поэтому важно создать единый координационный орган, который будет решать задачи продвижения российского бизнеса и собирать запросы со стороны африканских коллег. Нам очень важно получение обратной связи и информации от партнеров по пропускной способности и возможностям имеющихся объектов транспортной инфраструктуры, по готовности обрабатывать новые объемы в той или иной номенклатуре грузов», — сказал Андрей Северилов.

Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин поддержал идею создания координирующего органа, который бы сводил воедино усилия по работе России с африканскими странами.

Он подчеркнул, что следует разработать дорожную карту, план работы с африканскими странами.

«Мы часто говорим об Африке как будто это одна страна, но возможности в африканских государствах существуют разные, и следует действовать с учетом этого», - сказал президент ТПП РФ. Он уточнил, что важнейшим направлением сотрудничества может быть образование и здравоохранение.

Исполнительный директор Ассоциации египетских экспортеров Expolink Ахмед Таха представил инвестиционные возможности Египта, которые, по его словам, не ограничиваются только Суэцким каналом.

«Хотелось бы, чтобы специалисты из России смотрели на Африку как на источник добавленной стоимости в бизнесе, как на важную составляющую в цепочке поставок и производства. Давайте будем работать в этом направлении не только в области индустриальных зон Суэцкого канала, но и на других территориях. Африку населяет 65% молодых людей. Это новое поколение, которое нуждается в образовании, в подготовке кадровой. Таким образом, африканские страны смогут сыграть большую роль в мировом развитии», - сказал Ахмед Таха.

Президент АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов рассказал о взаимодействии с Африкой в области автомобильной промышленности и выразил оптимизм в отношении возможностей развития бизнеса со станами континента. Он сообщил, что в Африку поставлено 150 тысяч автомобилей АВТОВАЗа. По его оценке, российские машины хорошо адаптированы к особенностям африканского рельефа. В ЮАР существует праворульная система, и у волжского автозавода имеется опыт установки правого руля на автомобили «Нива», известные своей дешевизной и неприхотливостью.

Генеральный директор Агентства Республики Конго (Браззавиль) по привлечению инвестиций Анник Монго подчеркнула, что страна является демократической и открытой к инвестициям. Конго (Браззавиль) работает над развитием экотуризма в бассейне реки Конго.

«Мы нуждаемся в развитии не только инфраструктуры, но и рынка производства продукции», - сказала она, выразив сожаление по поводу пока невысоких российских инвестиций в Конго.

Главный экономист Африканского экспортно-импортного банка Ипполит Фофак предложил заключить соглашение о свободной торговле между Россией и африканскими странами. По его словам, сотрудничество с Россией сыграет большую роль в развитии энергетической сферы и сельского хозяйства континента.

Заместитель гендиректора ГК «Цифра» Михаил Аронсон и управляющий директор компании «Международные автомобильные решения» Леонид Долгов представили бизнес-проекты, ориентированные для работы в Африке.

Исполнительный директор регионального отделения РСПП в Волгоградской области, гендиректор компании «Метсбытсервис» Виктор Фокин в качестве одного из предложений по сокращению энергетического дефицита стран Африки предложил решение по оптимизации электроэнергетической сети в Африке при помощи провода для высоковольтных линий электропередач, разработанного в рамках научно-промышленной кооперации, организованной Волгоградским отделением РСПП.

Подводя итоги заседания, Президент РСПП Александр Шохин отметил, что в ходе дискуссий по ряду позиций были найдены общие знаменатели.

«Нам действительно нужен единый координационный центр, - сказал Александр Шохин. – Учитывая тот факт, что проекты ведутся в разных отраслях, к этой работе могут подключиться и Минпромторг, и Минэнерго, и Минтранс».

«Речь может идти о создании единого окна на базе цифровой платформы, где бы в информационном режиме можно было получать оценку делового и инвестиционного климата стран, сведения о проектах и прочее», - подытожил Александр Шохин.


Поделитесь