30 сентября 2024 года Президент РСПП Александр Шохин принял участие в сессии «Единый рынок труда: перспективы развития» в рамках третьего Евразийского экономического форума.
Президент РСПП Александр Шохин рассказал о способах устранения дефицита кадров и назвал шаги, ведущие к созданию условий для поступательного улучшения человеческого капитала, используя потенциал Евразийской интеграции в полной мере.
«Важно, безусловно, устранить дефицит кадров и создать условия для поступательного улучшения человеческого капитала, используя при этом возможности и потенциал Евразийской интеграции», - подчеркнул Президент РСПП.
По его словам, опыт и подходы российского бизнеса, нашедшие отражение в резолюции съезда РСПП «100 шагов к экономическому лидерству» могут этому способствовать. В частности, следует сделать упор на такие шаги, как усиление координации рынка труда и системы профессионального среднего и высшего образования, направленной на создание устойчивого источника квалифицированных кадров, необходимых работодателям. Также необходимо продолжить реализацию комплекса мер по повышению производительности труда за счет внедрения современных технологий переподготовки кадров и обучения на производстве. Еще одной значимой темой является здоровье сотрудников и работа в сфере охраны труда:
«Речь в целом идет о реализации таких практик, как бережливое производство, которые, по опыту предшествующих 5–6 лет, дали возможность многим предприятиям, не только крупным, но и средним, в разы повысить производительность труда без инвестиций», - детализировал он.
Александр Шохин подчеркнул важность учёта предложений, высказываемых странами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и представителями бизнеса. Президент РСПП напомнил, что сейчас готовится ряд законопроектов для рассмотрения в рамках осенней сессии Государственной Думы:
«Те предложения, которые высказывают страны - члены ЕАЭС и наши коллеги бизнесу не только могут быть учтены, но и должны быть учтены, поскольку речь идет о едином рынке труда и реализации одной из ключевых свобод интеграционного пространства», - добавил Президент РСПП.
Заместитель Министра труда и социальных вопросов Республики Армении Рубен Саргсян отметил, что в современном мире реализацию государственной политики невозможно представить себе без активного применения цифровых технологий, современных подходов в области здравоохранения и профессионального развития трудящихся и членов их семей, а также изучения наилучших практик в сфере трудовых миграций и прогнозирования единого рынка труда. Он напомнил, что за время председательства Армении в ЕАЭС была введена в промышленную эксплуатацию «Унифицированная система поиска «Работа без границ» - первый совместный цифровой проект на евразийском пространстве. Помимо этого, разработан проект по праву к Трудовому кодексу Армении, который обеспечит заключение цифровых договоров через единую государственную платформу.
«Республика Армения, осуществляя регулирование и содействие вопросам труда и трудовой миграции в направлении цифровой интеграции членов ЕС, успешно реализовала два проекта, в рамках которых на национальном компоненте будут разработан и введен проект «Единая поисковая система «Работа без границ», - детализировал он.
Вице-министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Аскар Биахметов напомнил, что основным фактором прогнозирования трудовых ресурсов является обеспечение баланса между спросом и предложением рабочей силы. Прогнозирование спроса на рабочую силу позволяет своевременно адаптировать систему образования, трудовую политику. Приводя в пример опыт Казахстана, Аскар Биахметов рассказал, что на сегодняшний день в Казахстане активно реализуется национальная система квалификации. В частности, разрабатываются и актуализируются профессиональные стандарты, обновляются образовательные программы, открываются центры признания квалификации. Казахстан запустил национальную систему квалификации - цифровую платформу «Career Enbek», на которой взаимодействуют все ее участники:
«При этом, как показывает анализ в рамках ЕС, трудовая мобильность и признание квалификации обеспечивается на основе договора о Евразийском экономическом союзе, который признает документы об образовании соответствующей квалификации автоматически», - поделился вице-министр.
Первый заместитель министра труда, социального обеспечения и миграции Кыргызстана Мухтарбек Баймурзаев рассказал об опыте Кыргызстана в реализации единого рынка труда. По его мнению, одним из ключевых аспектов является создание единой политики по привлечению трудящихся в формате организованного набора. Трудовые мигранты сталкиваются с множеством барьеров, включая законодательные, культурные и языковые различия.
«С каждым годом вопросы трудовой миграции актуализируются, приобретая новые вызовы, в то же время подтверждая связь между миграцией и развитием (единой политики по регулированию отношений в сфере трудовой миграции). Государство активно проводит политику в этой сфере», - детализировал спикер.
Он напомнил, что по итогам международного форума «Евразийский диалог о рынке труда» 27–28 сентября 2022 года была принята резолюция, определяющая основные приоритетные направления. Среди ее решений - создание комфортных условий для мобильности рабочей силы через упрощение административных процессов, снижение административных барьеров, разработка единых мер по закрытию въезда за административные правонарушения, упрощение регистрации трудящихся с использованием цифровых технологий.
«От эффективности функционирования единого рынка труда зависит не только экономическое развитие, но и уровень доверия граждан к интеграционным процессам», - напомнил Мухтарбек Баймурзаев.
Генеральный секретарь Всеобщей конфедерации профсоюзов и депутат Государственной думы Виктор Пинский, выступая на сессии, рассказал о Декларации дальнейшего развития экономических процессов в рамках Союза до 2030 года и на период до 2045 года, которая предусматривает устранение барьеров для свободного передвижения рабочей силы в ЕС. По его словам, в дорожную карту по реализации декларации следует заложить конкретные меры для развития единого рынка труда, что требует значительного расширения сферы применения договора о создании ЕС. Тем не менее, в центре внимания остается ряд вопросов, в частности о признании дипломов об образовании:
«Актуальным для граждан наших стран остается вопрос о признании дипломов об образовании. Каков должен быть механизм признания дипломов в условиях, когда страны ЕС внедряют национальные профстандарты, и они разные в разных странах? Как признавать дипломы, когда отличаются друг от друга программы подготовки специалистов? Вопрос в том, что все выступления сегодня говорят о мощнейшем безобразии сферы действия договора», - отметил Виктор Пинский.
Он напомнил, что Всеобщая конфедерация профсоюзов считает необходимым привести к единообразной практике вопрос регулирования трудовых отношений для трудящихся в странах Союза.
«Для нас крайне важно развитие конструктивного диалога с органами власти и организациями работодателей с целью оптимизации управления потоками мигрантов и реализации прав трудящихся мигрантов», - подчеркнул спикер.
Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артём Шадрин выделил два направления действий по сближению системы профессиональных квалификаций. Первое направление связано со сближением содержания профессиональных стандартов, что обеспечит их дальнейшую гармонизацию в рамках образовательных программ. Это будет достигнуто через стандарты, их структуру, применение соответствующей терминологии и создание информационных ресурсов. Второе направление касается гармонизации формата независимой оценки квалификации.
«Справедливо было отмечено, что работодатели заинтересованы в развитии механизмов организации профессиональных стандартов. В мае 2023 года была создана рабочая группа при «Деловом союзе Евразии», направленная на гармонизацию системы квалификаций стран Евразийского союза. И как раз мы провели совместную работу с Евразийской комиссией в подготовке доклада о состоянии самих квалификаций и рассчитываем также обеспечить увеличение работодателей в решении задач», - рассказал генеральный директор Национального агентства развития квалификаций.
В Российской Федерации, кроме сварки, это также направления деятельности, которые включают лифтовой транспорт, строительная деятельность, деятельность в области промышленной безопасности: «Вот здесь, если у нас будет решена задача и гармонизации профессиональных стандартов, и гармонизации процедур независимой оценки квалификации, мы бы смогли достаточно сильно продвинуться по этому направлению», - добавил Артем Шадрин.
По его мнению, следует подготовить собственную дорожную карту по гармонизации системы профессиональных стандартов, национальных рамок квалификации, системы независимой оценки квалификации для того, чтобы обеспечить продвижение вперед в рамках данного вопроса.
Ректор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России Виттория Идрисова подчеркнула, что все университеты Евразийского экономического союза в состоянии ответить на вызов потребности в межотраслевых кадрах.
«Форматы двухстороннего, многостороннего сотрудничества между университетами, в том числе в рамках сетевых университетов, безусловно, как раз направлены на то, чтобы взять все лучшее, что есть в каждом ВУЗе, и с учетом сравнительных преимуществ каждого университета и каждой страны создать уникального специалиста, который будет востребован на рынке любой страны», - поделилась Виттория Идрисова.
Вместе с этим рынок всех стран ЕАЭС позволяет работать над созданием совместных прорывных технологий. Одной из причин недостаточной производительности труда является как раз недостаточный уровень вовлеченности работников в программы профпереподготовки, повышения квалификации: «Если в странах-лидерах работник обычно проходит в любой возрастной группе от 1 до 2 раз в год обучения, то, например, в России оценки показывают, что (это происходит) раз в 5 лет. <…> И в этом направлении, мне кажется, тоже нужно принимать совместные усилия», - детализировала спикер.
Заместитель Председателя Правления НПП «Атамекен» Тимур Жаркенов отметил, что в рамках ЕАЭС следует продолжать работу над обеспечением свободы перемещения кадровых ресурсов.
«Признание документов об образовании в рамках ЕАЭС проходит без дополнительных процедур, что упрощает процесс трудоустройства и способствует профессиональной мобильности трудящихся», - заявил он.
Секретарь постоянной комиссии по социальной политике и правам человека МПА СНГ Владимирова Евгения напомнила о Модельных кодексах стран СНГ, предназначенных для регулирования миграционных, трудовых и других процессов в рамках совместной работы стран. Модельный миграционный кодекс, в частности, уже действует на территории СНГ.
«Для правоприменителей, как и для трудящихся мигрантов, важно, чтобы все законодательство было сконцентрировано в совершенно понятном отдельном законе. Этот документ содержит все основные направления, которые характерны для регулирования миграционных процессов в государствах Содружества», - добавила Евгения Владимирова.
На сессии также выступили представитель Всемирной организации здравоохранения в Республике Армения Сиддхартха Датта, заместитель директора Регионального Офиса МОМ по Восточной Европе и Центральной Азии Драган Алексоски, Президент ОО «Ресурсный центр для пожилых», координатор Межстранового экспертно-консультативного совета по миграции Светлана Баштовенко.
III Евразийский экономический форум проходит в Ереване с 30 сентября по 01 октября 2024 года под девизом: «10 лет ЕАЭС: Перспективы и приоритеты».