Заседание прошло под председательством главы Комитета, члена Бюро Правления РСПП Андрея Мельниченко. Участие в заседании приняли помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко, помощник Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента по вопросам климата Руслан Эдельгериев, посол по особым поручениям, специальный представитель МИДа России по вопросам климата Сергей Кононученко, представители профильных министерств, науки и бизнеса.
Андрей Мельниченко оценил итоги завершившейся на прошлой неделе в Баку конференции ООН по климату - COP29. В частности, он отметил результаты работы по статье 6 Парижского соглашения, которая является основой для создания международного добровольного углеродного рынка: на COP29 удалось заметно продвинуться вперед. Также он упомянул работу в рамках БРИКС и G20, выразив надежду на развитие достигнутых в рамках российского председательства в БРИКС договоренностей по совместным климатическим исследованиям и гармонизации рынков климатических проектов.
В российской климатической политике главным достижением Андрей Мельниченко назвал реализацию первого этапа важнейшего инновационного проекта государственного значения «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ» (так называемый ВИП ГЗ) и уточнение национального кадастра парниковых газов на основе полученных в рамках ВИП ГЗ данных. Опубликованный во время COP29 кадастр за 2022 год содержит уточненные оценки российской нетто-эмиссии парниковых газов – в 2 раза ниже, чем были до получения полных и достоверных данных в ходе ВИП ГЗ.
"РСПП с 2016 года говорит о значимости полного и объективного учета выбросов и поглощений парниковых газов, в первую очередь в природных экосистемах. Благодаря Андрею Фурсенко этот вопрос сдвинулся с мертвой точки, был реализован беспрецедентный научный проект, который позволил за счет правильного учета на основе надежных и прозрачных научных данных снизить нагрузку на экономику страны от достижения целей по сокращению выбросов парниковых газов. Для аналогичных сокращений за счет мер в экономике потребовались бы десятки триллионов рублей. Эти деньги удалось сэкономить, потратив на финансирование на порядки меньше – около 10 млрд рублей. Важно продолжать эту работу и реализовать второй этап ВИП ГЗ", - подчеркнул Андрей Мельниченко.
Еще два значимых вопроса – постановка новой национальной цели по выбросам на 2035 г. и доработка проекта плана реализации Стратегии низкоуглеродного развития Российской Федерации-2050. При постановке цели на 2035 г., которая станет также обязательством России по Парижскому соглашению, стоит подумать о правильных метриках – более эффективных и справедливых. Например, это может быть цель по накопленным эмиссиям за период 1990-2035 гг. с учетом национальных особенностей, например, численности населения, динамики ВВП и пр.
В отношении проекта плана реализации Стратегии РСПП исходит из того, чтобы отбор мероприятий по сокращению нетто-эмиссии отвечал принципу обеспечения наибольшего эффекта за наименьшую стоимость. По словам Андрея Мельниченко, нет никаких оснований обременять экономику огромными тратами на необоснованные технологические решения, например, перевод 50% энергобаланса на ВИЭ и другие безуглеродные источники энергии. Особенно ясно это видно с учетом нового российского кадастра, а также тенденций переговорного процесса по Парижскому соглашению. Очень важно, что наконец приходит осознание, что не в интересах страны выбрасывать огромные деньги на экономически неоправданные мероприятия.
Помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко указал на важность кооперации государства, науки и бизнеса, отметив, что ВИП ГЗ стал не просто беспрецедентным примером того, как более 50 научных институтов синхронно работали вместе, но и примером реальной востребованности прикладных научных результатов со стороны государства и бизнеса для принятия и реализации управленческих решений.
Помощник Президента, специальный представитель по вопросам климата Руслан Эдельгериев, возглавлявший российскую делегацию на COP29, оценил принятые решения по статье 6 Парижского соглашения как вызывающие сдержанный оптимизм, назвав основным приоритетом работы по этой статье формат двусторонних соглашений с заинтересованными странами. В части остальных тем переговорной повестки COP29 он отметил неэффективность подхода ряда стран по усложнению требований к климатическим вопросам, начиная от бюрократизации процесса и заканчивая продвижением узкого спектра технологий, которые недоступны или невыгодны остальным участникам. Россия, в отличие от этих стран, выступает за ясные и прозрачные, измеримые решения и методики. ВИП ГЗ, который был презентован российской делегацией на COP29, стал одной из лучших мировых практик и вызвал большой интерес представителей самых разных стран.
"Разработка и реализация мер климатической политики требует обоснованных научных данных о причинах, факторах, рисках и последствиях изменения климата. Для обеспечения научной основы в 2022 году запустили важнейший инновационный проект государственного значения «Российская система климатического мониторинга». Проект — ключевой элемент Стратегической инициативы «Политика низкоуглеродного развития». Согласно новым данным, полученным в результате реализации первого этапа проекта, поглощающая способность российских экосистем за 1990-2022 годы теперь составляет 1,23 млрд т СО2-экв. Кроме того, ученые уточнили показатели антропогенных выбросов более, чем на 80 млн т в энергетическом, промышленном секторах, в сельском хозяйстве и переработке отходов. Это соответствует экономии более, чем 4 триллионов рублей на мероприятиях по сокращению выбросов парниковых газов. Сейчас Минэкономразвития как куратор проекта финализирует цели и задачи второго этапа, а также потребность в их финансировании в 2025-2030 гг.", - добавила Ирина Петрунина, директор департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития.
Еще одним примером передергивания климатической политики в угоду экономическим интересам стал механизм трансграничного углеродного регулирования, введенный в 2023 году Евросоюзом. Этот механизм, принятый под предлогом достижения климатических целей, на самом деле является протекционистским инструментом, не соответствующим нормам международного торгового права. На заседании Комитета обсудили первый опыт компаний по применению этой меры, а также целесообразные действия России по ее оспариванию в рамках ВТО. «Европейское трансграничное углеродное регулирование оказало значительное влияние на мировую торговлю и является, по сути, формой передела сфер влияния. Если громко, то это новый, климатический, неоколониализм. Нужны новые правила мировой торговли, которые бы справедливо и объективно учитывали климатическую повестку», – резюмировал Андрей Мельниченко.
Участники заседания договорились продолжать совместную работу по этим и другим направлениям климатической повестки.