Национальный нефтегазовый форум

© Комитет по энергетической политике и энергоэффективности

Обложка новости

Фотогалерея

 >> РСПП и Минэнерго подписали Соглашение

19-21 марта 2013 года в Центре международной торговли состоялся Национальный нефтегазовый форум - первое в современной истории России мероприятие федерального масштаба, организованное совместно Минэнерго России, ведущими предпринимательскими (РСПП, ТПП РФ) и отраслевыми (Союз нефтегазопромышленников, Российское газовое общество) объединениями.

В Форуме приняли участие заместитель Председателя Правительства России Аркадий Дворкович, Министр энергетики Александр Новак, Президент РСПП Александр Шохин, Председатель Совета директоров ОАО «Газпром» Виктор Зубков, Президент ОАО «Башнефть» Александр Корсик, генеральный директор ОАО «Сургутнефтегаз» Владимир Богданов, Президент Союза нефтегазопромышленников России Генадий Шмаль, Президент Российского газового общества Валерий Язев, Президент Союза химиков России Виктор Иванов, генеральный директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев и другие руководители (представители) государственных органов, нефтегазовых компаний, экспертных и иных организаций.

Участниками Форума в ходе состоявшихся обсуждений сформулированы предложения, учет которых целесообразен в повестке работы Правительства и при корректировке приоритетов энергетической политики России. В частности, выступившие на Форуме отметили:

1. Современный мир формирует новые вызовы в экономике, включая изменение стратегий ведущих держав в обеспечении энергетической самодостаточности, рост значимости нетрадиционных ресурсов, ускоренное развитие возобновляемых источников энергии, а также переоценку глобального спроса. В совокупности данные изменения ведут к реорганизации международных энергетических рынков и ужесточению конкуренции, оказывая мощное давление на экспортные позиции России. Опережающими темпами увеличивается потребление энергии, начинается эра трудноизвлекаемых ресурсов.

2. Эволюция мировой энергетики создает принципиально новые возможности для российского топливно-энергетического комплекса. Это применение новых технологий добычи нетрадиционных видов углеводородов (в первую очередь, трудноизвлекаемых запасов нефти), наращивание в долгосрочной перспективе экспорта природного газа, развитие транспортной инфраструктуры в Арктике.

3. Энергетика все сильнее переплетается с финансовым сектором, промышленностью, коммунальным хозяйством, потребительским сектором, природопользованием. Эти процессы конвергенции должны учитываться при определении приоритетов государственной экономической политики.

4. 31 января текущего года Правительством России утверждены Основные направления деятельности на период до 2018 года. Согласно этому документу, экспортно-сырьевая модель развития экономики может обеспечить рост только 2-3% ВВП в год, что явно недостаточно. Устойчивое экономическое развитие страны предполагает рост ВВП на уровне 4-5% в год. Для достижения этой цели необходима модернизация экономики страны, переход от экспортно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию. Именно нефтегазовая отрасль может стать основным драйвером этих процессов.

Уже сегодня нефтяные компании России применяют нанотехнологии при производстве вентильных электродвигателей и реагентов для повышения нефтеотдачи. Российскими металлургами выполняются заказы на выпуск труб для бурения сверхдлинных горизонтальных скважин. Уникальные технологические процессы и решения используются при добыче на море, особенно на больших глубинах.

5. Для нефтегазовой отрасли остро стоят вопросы усиления международной конкуренции в сфере ресурсной базы, необходимости внедрения наиболее эффективных научно-технических решений, повышения производительности на всех стадиях технологического процесса, энергосбережения и сокращения негативного воздействия на окружающую среду.

В геологоразведке и в добыче нефти и газа компании ведут активную конкурентную борьбу, но сильная конкуренция присутствует и между странами, которые стремятся привлекать крупные инвестиции в проекты, обладающие большими возможностями. В настоящее время актуальность сохраняет вопрос выравнивания условий конкуренции на внутреннем рынке России за доступ к ресурсам и рынкам сбыта вне зависимости от структуры капитала компаний. Понимая озабоченность государства вопросами обеспечения национальной безопасности в сфере ТЭК, найти компромиссное решение можно.

Для развития и преумножения ресурсной базы страны компаниям придется идти либо на морской шельф, либо на месторождения с трудноизвлекаемыми ресурсами. И в первом, и во втором случае это потребует применения новейших технологических методов, а также значительных финансовых затрат.

6. Для выполнения сложных программ и проектов необходимо совершенствование существующей налоговой системы. Во-первых, она должна быть не фискальной, а стимулирующей. Недропользователь должен платить налоги с прибыли, получаемой им от продажи энергоносителей и после возмещения затрат на их разведку и добычу. Другим важнейшим параметром налоговой системы должна стать ее стабильность. В нефтегазовой отрасли проекты реализуются, как правило, в течение нескольких десятилетий, и компании оказываются в очень сложном положении, когда правила игры за это время меняются несколько раз. Любому инвестору необходима уверенность в том, что экономические параметры, изначально заложенные в проект, будут действовать такой период времени, в течение которого можно не только окупить вложения, но и получить прибыль. Такую уверенность может дать только стабильность налогообложения в течение длительного времени.

7. Сегодня, кажется, никто не спорит с тем, что для решения государственных задач нет необходимости держать ТЭК под жестким контролем. Диверсификация энергоносителей и доступ к современным технологиям отводят на второй план опасения по поводу угроз национальной безопасности. Торговля нефтью, газом и электроэнергией в наши дни по всему миру ведется на открытых рынках. Европа, столь важная для экспорта российского газа, движется в сторону усиления конкуренции.

Правительства ряда понимают, что одна из их самых насущных задач - своевременное содействие инвестициям, что подразумевает создание благоприятных условий для работы всех отраслей ТЭК, причем как для отечественных, так и для международных компаний. Со стороны государства представляется более разумным переложить бремя коммерческих решений и риски на компании, предоставив им условия стабильного правопорядка и надежных договоров.

8. Удивительно, но СССР, а потом и Россия, будучи крупнейшим мировым производителем и вторым потребителем энергоресурсов, не вели регулярных работ по исследованию тенденций и прогнозированию развития мировой экономики и энергетики, как это делал OPEC и страны-импортеры энергоресурсов. Подобное пренебрежение анализом внешних условий сказалось, например, в ошибочном прогнозе цен на нефть, что привело к недооценке темпов роста национальной экономики и объемов экспорта в «Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 года».

В современном мире необходимо поддерживать конкурентоспособность страны в сфере идей и долгосрочного анализа. Собственное видение развития мировой энергетики и роли в ней России важно не только при определении стратегии страны, но и в переговорах с зарубежными государственными органами и компаниями для отстаивания своих национальных интересов. Таким образом, вопросом национальной безопасности становится создание в России собственной целостной системы мониторинга и прогнозирования мировых энергетических рынков и исследования роли национальных энергокомпаний с оценками возможных эффектов и рисков не только для них самих, но и для экономики страны в целом.

9. Необходимо формирование комплексной системы государственного стимулирования инновационного развития в НГК и условий, при которых будет расширяться использование отечественных технологических решений в НГК. К основным направлениям инновационного развития в НГК можно отнести: современные методы оценки и разведки нефтяных месторождений, оценку методов разработки месторождений, направленных на повышение коэффициента извлечения нефти из недр, новые технологии в добыче и транспортировке энергоресурсов, технологии переработки нефти, газового конденсата и попутного газа, направленных на оптимизацию схем глубокой переработки углеводородов.

10. Среди актуальных вопросов налогообложения нефтегазовой отрасли участники Форума отметили следующее:
- введение многочисленных льгот по экспортным пошлинам и НДПИ сделало налоговую систему плохо администрируемой, сложной для изменений и прогнозирования доходов бюджета;
- необходимо отказаться от дальнейшего усложнения системы и задать вектор ее долгосрочного развития;
- необходимо сохранить режим «60-66» до 2015 года;
- по итогам мониторинга за 2012-2014 гг. следует определить оптимальные параметры нового режима с учетом необходимости стимулирования действующих месторождений при падающей добыче, а также готовности НПЗ к полному выравниванию пошлин между нефтью и темными нефтепродуктами.

В рамках Форума Александром Шохиным и Александром Новаком подписано Соглашение о сотрудничестве между Российским союзом промышленников и предпринимателей и Министерством энергетики.

Поделитесь