Нобелевская премия по экономике присуждена одному из основателей «новой поведенческой экономики» Р.Талеру

Премия Шведского королевского банка за достижения в области экономики присуждена одному из основателей «новой поведенческой экономики» американцу Ричарду Талеру. Это и неожиданный выбор, и поворот Нобелевского комитета в сторону массовой культуры. Талер известен в мире как соавтор одной из самых популярных книг по поведенческим финансам — «Nudge» («Подталкивание»): это очень простая книга о том, как доброжелательно и с пользой для бизнеса и карьеры использовать свои и чужие стереотипы восприятия и поведения.

72-летний Ричард Талер — профессор бизнес-школы Booth Чикагского университета и довольно неожиданный лауреат Нобелевской премии по экономике. С одной стороны, у него есть звездные соавторы, уже получившие Нобелевскую премию за исследования в области поведенческих финансов, в первую очередь это Дэниэл Канеман, а также Роберт Шиллер — совместно с последним Талер заведует проектом по изучению поведенческой экономики американской экономической ассоциации NBER. С другой стороны, его ключевые научные работы — «Путь победителя: парадоксы и аномалии экономической жизни», двухтомник «Поведенческие финансы» (в этом фундаментальном коллективном труде Ричард Талер был редактором-составителем), «Дисповедение: создавая поведенческую экономику» и «Квазирациональная экономика» — слишком большой популярностью не пользуются, несмотря на то, что именно эти книги были основанием «новой поведенческой экономики», отрасли на стыке психологии и микроэкономики, имеющей с 90-х ореол очень модной науки. 

Вклад Талера в поведенческую экономику и поведенческие финансы действительно очень заметен, хотя и довольно необычен,— в течение своей карьеры экономиста он скорее указывал исследователям на то, как иррациональности поведения реального человека (одна из его статей так и называется «От Homo Economicus к Homo Sapiens») определяют расхождение теоретической микроэкономики и реального экономического поведения, не строя на этом каких-то сложных и всеобъемлющих теорий. Этим занимались те, кто слушал Талера и учился у него, вклад непосредственно нынешнего нобелевского лауреата в происходящее — демонстрация рамок явления и несколько очень полезных концепций, например, анализ определенной иррациональности «внутренней счетной машины» человеческой личности.

Впрочем, именно это обстоятельство — кажущаяся простота того, чем занимается Ричард Талер,— и определило его популярность как в интересующихся наукой общественной среде в мире, так и в околоправительственных структурах в США. Талер был советником президента США Барака Обамы и вместе с другим его советником, «регуляторным царем» и юристом-конституционалистом Кассом Санстейном написал весьма популярную книгу о поведенческих финансах — «Nudge». Точно перевести это на русский сложно, на обложках книги с почти миллионным тиражом обычно рисуют крупного слона, подталкивающего хоботом слоненка: на самом деле nudge — это мягкое, незаметное для посторонних подталкивание локтем соседа, который никак не может принять нужное и очевидное решение.

 Он не умеет считать так, как считает компьютер: систематические ошибки человеческой психики — одно из оснований экономического устройства мира.

На деле Ричард Талер совершенно не так прост, как он представляется в книгах. Так, наблюдение Талера за «проклятием осведомленности», систематической ошибки умных людей, всегда полагающих, что окружающие обладают той же информацией, что и они сами, и на основании этого легко строящих неверные экономические модели, во многом положено в его предсказание «снижения среднего IQ в экономическом поведении» в наступающем будущем — кажется, этот прогноз более чем сбывается в современной цифровизированной экономике.

В конце концов последователи Ричарда Талера, как и его коллег-специалистов в новой поведенческой экономике, все же попробуют построить первую версию сейчас еще несуществующей науки — экономической антропологии. Тогда нобелевский лауреат 2017 года Талер будет ее отцом-основателем, пока же к нобелевской медали он уже точно получит увеличение мировых тиражей «Nudge» до нескольких миллионов — никогда еще «нобелевское знание» в экономической сфере не было столь доступным для понимания обычных людей. Хотя, не скрывает Талер, это во многом будет ложное понимание, принятие стартовых гипотез и эмпирического знания за стройное здание науки: проблема создания реально работающей поведенческой экономики — дело будущего.

Коммерсантъ

Читайте также:
Нобелевскую премию по экономике получили Оливер Харт и Бенгт Холмстрем

Поделитесь